Диалог гражданского общества стран Латинской Америки и Европейского союза
Диалог гражданского общества стран Латинской Америки и Европейского союза
Аннотация
Код статьи
S0044748X0014980-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Канунников Анатолий Александрович 
Аффилиация: Институт Европы РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
6-18
Аннотация

В статье рассматривается взаимодействие Европейского союза с организациями гражданского общества стран Латинской Америки, анализируются содержание и цели этого диалога. Показана роль Европейского экономического и социального комитета в налаживании и развитии таких контактов, а также трудности, возникающие при их реализации. Приведены примеры совместных форумов и конференций, на которых формулировались конкретные требования организаций гражданского общества к правительствам своих стран. В выводах подчеркивается, что Европейский союз, преодолевая препятствия исторического, социального и культурного характера, продолжит эту работу, исходя из ее важности для формирования качественно нового уровня отношений между двумя континентами.

Ключевые слова
гражданское общество, неправительственные организации, Латинская Америка, Европейский союз
Классификатор
Получено
17.01.2021
Дата публикации
01.06.2021
Всего подписок
17
Всего просмотров
1687
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В последние десятилетия расширение и укрепление отношений Европейского союза (ЕС) со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) носит многосторонний характер –— экономический, политический и социальный. Неотделимой составляющей процессов развития этого сотрудничества является участие в них организаций гражданского общества, поддерживающих укрепление такого диалога как в отдельно взятых странах ЛАКБ, так и в рамках наднациональных объединений. В этом смысле большой ошибкой было бы недооценивать важность положительного влияния организаций гражданского общества на успешную реализацию двусторонних соглашений обоих регионов.
2 При изучении взаимодействия государств ЕС и стран ЛАКБ чаще всего в центре исследования оказываются экономические и политические аспекты этого процесса [1], [2], [3], [4], [5]. В то же время интерес к социальным аспектам сотрудничества двух регионов, с нашей точки зрения, проявляется слабо [6]. Еще меньше внимания ученые обращают на усилия Европейского союза по налаживанию диалога с институтами гражданского общества в странах ЛАКБ. Вместе с тем изучение характеристик диалога крупнейшего интеграционного объединения, каким является Европейский союз, с широкими общественными кругами огромного региона в другом полушарии представляет несомненный интерес. Следует иметь в виду, что ЕС остается крупнейшим донором гражданского общества в мире. Например, с 2021 по 2027 г. Европейская комиссия предполагает потратить на поддержку гражданского общества только через Европейский инструмент демократии и прав человека (ЕИДПЧ) 1,5 млрд евро [7].
3 Рассмотрение опыта взаимодействия ЕС с общественными организациями Латинской Америки интересно для России хотя бы с точки зрения возможности использовать инструментарий такого диалога при налаживании сотрудничества Евразийского экономического союза с общественными организациями как входящих в него стран, так и действующими за его пределами.
4 Тема сотрудничества ЕС с организациями гражданского общества ЛАКБ отчасти уже рассматривалась в ряде публикаций [8], [9], [10]. Но формат и масштабность такого диалога заслуживают того, чтобы посмотреть на опыт данного процесса шире: изучить содержание диалога, определить задачи, на решение которых он направлен. Важно также выделить субъекты этого диалога и рассмотреть формы его реализации, а также выявить трудности, возникающие при налаживании и поддержании двусторонних контактов. Интересно также разобраться в механизме выработки и принятия решений о развитии диалога в структуре руководящих органов Европейского союза. Рассматривать диалог как форму сотрудничества такого уровня и масштаба, конечно же, следует в динамике его многолетнего развития, а не ограничиваться отдельными событиями двух-трех последних лет.
5 В этой статье сделана попытка ответить на некоторые из поставленных вопросов на основе изучения официальных документов ЕС, материалов дискуссий и общественных форумов, деклараций встреч неправительственных организаций и других доступных документов и публикаций.
6

Два вектора развития отношений неправительственных организаций Латинской Америки с Европейским союзом

7 Подчас приходится сталкиваться с тем, что некоторые политологи недооценивают уровень развития институтов гражданского общества в странах Латинской Америки. В действительности же в последние десятилетия в большинстве латиноамериканских государств гражданское общество стало одним из активных субъектов социальных и политических процессов. Неправительственные организации (НПО) как выразители позиции гражданского общества поднимают острые социальные и экономические вопросы, занимают жесткие позиции в разных политических дискурсах.
8 Конечно, НПО действуют в условиях конкретной политической реальности, и их активность зависит от уровня развития институтов демократии и развитости политической системы, степени социальной напряженности и остроты тех или иных проблем в каждой конкретной стране. Самостоятельно определяя свои цели и задачи, НПО налаживают сетевое взаимодействие не только на национальном уровне, но и взаимодействуют с неправительственными организациями других стран. Часто эти контакты осуществляются в рамках больших международных проектов. Например, НПО Латинской Америки сотрудничают с такой неправительственной организацией, как «Международный план» (Plan International), которая была создана в Испании еще в 1937 г. [11]. Plan International работает в 75 странах, в том числе в 12 странах Латинской Америки, взаимодействуя с местными НПО. Свою задачу организация видит в продвижении гендерного равенства и поддержке детей и молодых людей в реализации их прав. Plan International стремится искоренить вредную практику детских браков и подростковую беременность, старается добиться того, чтобы девочки и молодые женщины могли играть ведущую роль в своей жизни и жизни своих сообществ.
9 Важно подчеркнуть, что таких организаций довольно много, и каждая из них самостоятельно определяет круг задач, которые она пытается помочь решить своим латиноамериканским партнерам. Практически все крупные европейские НПО и фонды реализуют свои программы в странах ЛАКБ совместно с местными НПО. Например, Фонд им. Фридриха Эберта (Friedrich Ebert Stiftung, FES) из Германии занимается социально-политическими проектами в 21 стране ЛАКБ [12]. Цель его работы — способствовать укреплению демократических структур посредством самого широкого участия различных социальных групп, а также поддерживать реализацию политики, направленной на достижение социальной справедливости и выработку предложений в области социально-политического развития. С этой целью, помимо сотрудничества с партиями, союзами, государственными организациями, правительственными учреждениями и парламентами, FES также прилагает многочисленные усилия к налаживанию совместной работы с НПО, действующими в сфере экологии, защиты прав человека, поддержки независимых СМИ и др. FES, имея 18 офисов в Латинской Америке, также работает на Кубе и в Парагвае при поддержке представительств в соседних странах.
10 Важно иметь в виду, что диалог и развитие отношений НПО стран Латинской Америки и Европейского союза осуществляется не только путем установления двусторонних и многосторонних отношений между собой, как бы в горизонтальной плоскости, но и выстраивается по вертикали с властными структурами ЕС. В руководящих органах Евросоюза подчеркивают, что многоплановое сотрудничество с государствами ЛАКБ включает в себя стратегическое партнерство на основе всеобъемлющего Плана действий; тесные отношения с субрегионами ЛАКБ, заключившими политические и торговые соглашения; плотное двустороннее сотрудничество со странами, подписавшими Соглашения об ассоциации с ЕС [13].
11 Отметим, что укрепление сотрудничества Евросоюза и ЛАКБ за последние годы проходило на фоне широкой поддержки со стороны общественных структур и институтов гражданского общества. Подчеркивая свою приверженность стратегическому партнерству, ЕС старается выстраивать свои отношения со странами Латинской Америки на основе общих ценностей и интересов, которые поддерживаются в латиноамериканском обществе. К ним можно отнести стремление обеих сторон способствовать устойчивому развитию, соблюдать принципы верховенства закона и прав человека, поддерживать уважение к демократии.
12 Политика по развитию сотрудничества осуществляется Европейским союзом в том числе и через свои официальные представительства (посольства), которые называют «Делегации» (Delegaciones) [14]. В странах Латинской Америки работают 18 официальных представительств ЕС, и каждое из них поддерживает и развивает отношения с неправительственными организациями с учетом обстановки в стране и характером первоочередных задач. Например, проекты Европейской комиссии в Чили охватывают такие области, как управление и образование, водные ресурсы и энергия, а также права человека и безопасность [15].
13 Этот пример показателен, поскольку Чили стала одной из первых стран латиноамериканского региона, которая благодаря своему социально-экономическому положению вышла из системы официальной помощи в целях развития и, следовательно, из традиционного сотрудничества между правительствами в этой области. Однако Европейский союз продолжил поддерживать сотрудничество с чилийскими негосударственными структурами и НПО в широком диапазоне, финансируя проекты в таких областях, как укрепление гражданского общества в общественной жизни, права человека, окружающая среда, образование и культура [16].
14 Европейский союз через свое представительство в Сантьяго также поддерживает региональные проекты для Латинской Америки, посредством которых он дополняет усилия стран по вопросам, представляющим большой региональный и глобальный интерес, в которых Чили играет активную роль. Приоритетными направлениями сотрудничества с регионом являются безопасность, управление и прозрачность, инклюзивное человеческое развитие, устойчивое развитие и изменение климата.
15

Работа Европейского экономического и социального комитета с НПО Латинской Америки

16 В Евросоюзе накоплен определенный позитивный опыт организации социального и политического диалога с гражданским обществом как в рамках ЕС, так и за его пределами. Представители экспертного сообщества, а также члены различных организаций гражданского общества зарубежных стран, включая государства ЛАКБ, находят этот опыт полезным и многое из него готовы перенять. Исходя из этого, ЕС и Европейский экономический и социальный комитет (ЕЭСК), в частности, прилагают усилия для распространения своего опыта за рубежом [17].
17

Изучение практики развития диалога ЕС с организациями гражданского общества за рубежом показывает, что он может быть успешным только в случае, если соблюдается ряд условий. Первое из них — это существование демократических свобод в странах, где работают эти организации гражданского общества. Применительно к Латинской Америке это особенно важно, так как демократические формы правления установились во многих латиноамериканских государствах только в конце 1970-х годов.

Что не является гарантией отсутствия рецидивов военных переворотов. Например, в 2009 г. военные в Гондурасе свергли демократически избранного президента М.Селайю. — Прим. авт.
18 Итак, посмотрим, как оценивается уровень демократического развития в странах региона в настоящее время самими латиноамериканцами. Вот данные авторитетного международного центра по изучению общественного мнения — «Латинобарометро» (Latinobarómetro). Цифры показывают, что уровень поддержки демократических институтов в Латинской Америке с 1995 г. по настоящее время колеблется от 48 до 63%. Политологи склонны объяснять это повышением уровня образования, а также снижением уровня бедности в странах региона. К сожалению, в последние годы этот показатель снижался, и по данным опроса 2018 г. он составил 48%. Правда, сторонниками «авторитарного правления при определенных обстоятельствах» были всего лишь 15% жителей Латинской Америки [18]. Таким образом, мы видим, что существующий уровень развития демократии для двустороннего взаимодействия объективно удовлетворяет обозначенному выше условию.
19 Вторым условием для успешного диалога Евросоюза с организациями гражданского общества стран ЛАКБ является готовность применить у себя опыт европейских институтов гражданского общества в выработке и принятии решений. Доказательством того, что организации гражданского общества Латинской Америки отвечают этому условию, можно считать подготовку ЕЭСК девяти Совещаний организованного гражданского общества «Европейский союз — Латинская Америка и Карибский бассейн» [19, 20].
20 Такие совещания проводились при подготовке саммитов глав государств и правительств Евросоюза, Латинской Америки и Карибского бассейна, что позволяло развивать диалог между организациями гражданского общества ЕС и ЛАКБ, а также способствовало укреплению этих организаций. Важно, что через этот механизм организации гражданского общества доносят свою точку зрения до глав государств. Работа совещаний и многочисленные контакты организаций гражданского общества показали, что для Латинской Америки важными являются следующие ценности, которым отдают приоритет в Европе:
21
  • экономическое развитие и социальный прогресс как единое целое;
  • обеспечение высокого уровня социальной защиты;
  • защита наемного работника на уровне трудового законодательства;
  • борьба с дискриминацией и представление равных возможностей;
  • социальный диалог партнеров при заключении коллективных договоров;
  • социальная инфраструктура (здравоохранение, система образования, общественный транспорт, газо-, водо- и электроснабжение) опирается на общественные (государственные) службы;
  • решающая роль государства при решении социальных проблем, роль арбитра в спорах между социальными партнерами;
  • искоренение социального отторжения и бедности, борьба с безработицей;
  • достойная оплата труда, введение минимальной заработной платы;
  • поддержка социальной справедливости и солидарности в обществе.
22

Однако именно здесь кроются серьезные проблемы для развития диалога с Евросоюзом. К сожалению, обеспечение социальной справедливости и создание социально ориентированной экономики для многих латиноамериканских стран остается пока только целью.

23 Проблеме социальной сплоченности в странах ЛАКБ уделяется особое внимание при налаживании диалога Евросоюза с гражданским обществом государств латиноамериканского региона. Европейский экономический и социальный комитет (ЕЭСК) даже подготовил специальный доклад «Социальная сплоченность в странах Латинской Америки и Карибского бассейна» (Social cohesion in Latin America and the Caribbean) [17]. В этом докладе был очерчен круг проблем на пути достижения социальной сплоченности, указаны способы достижения поставленных целей. Эксперты ЕЭСК считают возможным переход к устойчивому развитию при широком демократическом участии, которое включает в себя три основных компонента — экономика, социальное измерение и окружающая среда. По мнению авторов доклада, гражданское общество должно активно участвовать в выработке и принятии общих решений, чтобы поддержать политику устойчивого развития своих стран со стороны широких слоев общества. Европейский союз готов передать свой опыт включения организаций гражданского общества в национальное обсуждение различных проблем в своих странах, а также опыт создания механизмов выработки и принятия решений [21].
24 Налаживая диалог с организациями гражданского общества латиноамериканских стран, ЕЭСК стремится к тому, чтобы НПО соответствовали этому требованию. Европейский экономический и социальный комитет в каждой стране помогает укреплять институты гражданского общества, а при отсутствии необходимых структур для ведения широкого диалога оказывает помощь в их создании. В качестве примера можно назвать Совет экономического и социального развития Бразилии, который был сформирован как платформа для широких дискуссий в стране с участием представителей организаций гражданского общества. Этот опыт послужил примером для других стран региона.
25 В основе создания таких переговорных механизмов лежат вполне прагматичные цели. В контексте подписания Договоров об ассоциации и сотрудничестве с рядом стран и объединений ЛАКБ становится все более очевидно, что эффективное взаимодействие в любой сфере возможно только при условии вовлечения в него гражданского общества стран обоих регионов. Договоры между Евросоюзом и ЛАКБ будут успешно реализованы только в случае, если их поддержат самые широкие слои населения. Именно для этого Евросоюзу необходимы механизмы диалога на уровне гражданского общества. В этом заключается третье условие успешного взаимодействия ЕС и организаций гражданского общества стран ЛАКБ. Например, в Договоре об ассоциации между Европейским союзом и Чили впервые были прописаны механизмы диалога на уровне гражданского общества. В дальнейшем ЕЭСК стремился к тому, чтобы каждый договор об ассоциации с Евросоюзом предусматривал подобные механизмы.
26 Созданный в Чили Консультативный комитет, в который вошли представители ЕЭСК, а также организаций гражданского общества Чили, позволил обеспечить активное участие граждан в реализации заключенного соглашения. Этот опыт был признан успешным и применялся при подписании последующих договоров с другими странами и объединениями ЛАКБ. Взаимодействие с комитетами (подобными Консультативному комитету в Чили) давало возможность вычленить наиболее острые темы, беспокоящие гражданское общество. На заседаниях этих комитетов часто звучали призывы к правительствам латиноамериканских государств, например, развивать в своих странах социальную экономику.
27 Другой пример. Участники VII Встречи представителей гражданского общества ЕС и Латинской Америки потребовали от правительств своих стран обращать внимание на укрепление механизмов социальной защиты, включающих борьбу с безработицей, помощь людям с ограниченными возможностями, создание рабочих мест для молодежи и женщин, гарантированное пенсионное обеспечение и др. Представители гражданского общества ЕС и Латинской Америки были едины в понимании того, что «социальная экономика будет способствовать устойчивому развитию, достижению экономической и социальной сплоченности, даст возможность участвовать в распределении доходов производства, а также будет способствовать повышению занятости и обеспечит равные возможности для всех» [22].
28 Следует отметить, что не всегда оценки организаций гражданского общества Европы и Латинской Америки совпадают. Так, мексиканские неправительственные организации выступают за справедливые и равные двухсторонние отношения, позволяющие уменьшить неравенство, сложившееся между Мексикой и Евросоюзом. НПО пытаются доказать правительству Мексики, что отношения с развитыми странами должны выстраиваться с учетом «асимметрии» и неравномерного развития. Представители гражданского общества Мексики призвали власти страны к единству в стремлении достигнуть справедливых отношений с ЕС [9, с. 178].
29

Диалог Европейского союза с НПО региональных объединений Латинской Америки

30 Уже стало практикой, что перед подписанием крупных соглашений с региональными объединениями в ЛАКБ Евросоюз проводит широкое обсуждение основных положений этих договоров с представителями гражданского общества. Так, Европейская Комиссия организовала в Брюсселе 3 марта 2005 г. первый Форум гражданского общества по вопросам отношений «ЕС — Андское сообщество». Главной целью форума стал открытый обмен мнениями по вопросам настоящих и будущих отношений Евросоюза и стран Андского сообщества наций (Сomunidad Andina de Naciones, CAN). В повестку дня форума входило четыре темы: социальное сплочение, региональная интеграция, права человека и демократия, а также окружающая среда. Во встрече приняли участие около 70 представителей различных организаций гражданского общества (в большинстве своем из европейских стран), а также представители Европейской комиссии, Европейского парламента, правительств стран CAN и Европы.
31 Дискуссии на форуме разгорались вокруг самых острых проблем андского региона: права человека, колумбийская проблематика, распространение наркотиков, различные аспекты внутренней и внешней политики, обеспечение стабильности. В апреле 2007 г., перед первым туром переговоров о подписании Соглашения об ассоциации, представители гражданского общества были приглашены на встречу с членами Еврокомиссии, чтобы обменяться мнениями о ходе переговоров.
32 Другая встреча состоялась в ноябре — декабре 2007 г., в ней приняли участие уже 75 латиноамериканских НПО. На этой встрече выступили официальные представители CAN, участвовавшие в переговорах о подписании Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Представители гражданского общества со всей остротой подняли вопросы участия своих организаций в переговорах. Они также предложили обсудить условия выхода из соглашения и последствия его принятия для производителей. Представителей гражданского общества интересовали вопросы возможностей индустриализации на основе Соглашения об ассоциации с тем, чтобы перестать быть только экспортерами сырья. Для них было очень важно, чтобы в соглашении уважались различия в жизни, культуре и традициях народов ЕС и CAN, которые были названы «асимметрией». И, конечно, многие настаивали на включении в Соглашение об ассоциации таких тем, как права человека, культура, миграция, окружающая среда и некоторых других. Кроме того, на форуме была достигнута договоренность о дополнительных форматах встреч и каналах информации на региональном уровне после второго тура переговоров.
33 В апреле 2008 г. состоялась еще одна встреча в Брюсселе. Для поддержки гражданского общества стран — членов CAN в Европе был создан проект «Действие с гражданским обществом для Андского сообщества» (Acción con la Sociedad Civil para la Integración Andina, SOCICAN). Цель этого проекта состояла в том, чтобы создавать хорошо структурированную сеть гражданского диалога в CAN и гарантировать участие самого общества в процессе переговоров.
34 Аналогичный механизм был задействован перед подписанием Договора об ассоциации «Центральная Америка — Европейский союз» (2012 г.). Европейская комиссия и Группа миссий Центральной Америки при Европейском союзе (Grupo Centroamericano, GRUCA) выступили за проведение в январе 2004 г. в Брюсселе первого форума «Диалог с гражданским обществом ЕС — Центральная Америка по вопросам региональной интеграции». Второй форум прошел в марте 2007 г. в Тегусигальпе. Однако на этот раз организаторы диалога столкнулись с несогласием ряда НПО с материалами и выводами, подготовленными к форуму. За день до официального открытия мероприятия прошел другой, альтернативный форум — «Народный международный форум Центральная Америка — ЕС: торговля на основе справедливости и равенства возможна» [9, с. 181].
35 В ходе дискуссии, состоявшейся на альтернативном форуме, стало ясно, что в гражданском обществе стран Центральной Америки глубоко сомневаются в возможности справедливого экономического сотрудничества двух регионов со столь разным уровнем развития экономик. В этом проявилась фундаментальная проблема самой возможности партнерских отношений ЕС со странами Латинской Америки. Участники форума от Европы и Центральной Америки согласились обратиться к командам, ведущим переговоры, с предложением учесть эти сложности и противоречия при разработке торгового соглашения между ЕС и странами Центральной Америки. Участники форума заявили, что в основе будущего договора должны быть вопросы борьбы с бедностью и нищетой.
36

Участие НПО стран Mercosur в диалоге с Европейским союзом

37 В июне 2019 г. Европейский союз и государства — члены Общего рынка стран Южного конуса (Mercado Común del Cono Sur, Mercosur) — Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай — завершили переговоры по торговому соглашению как составной части Соглашения об ассоциации.
38 На этом примере важно остановиться отдельно, поскольку Mercosur и Бразилия, в частности, играют особую роль в отношениях с Евросою- зом [23], а организации гражданского общества наиболее активно участвовали в диалоге с властными структурами ЕС и правительствами своих стран. Комиссия обеспечивала полную прозрачность своей деятельности и постоянно информировала как государства, входящие в ЕС, так и Европейский парламент о каждом шаге переговорного процесса. Ход переговоров также постоянно обсуждался с организациями гражданского общества. В частности, комиссия публиковала в Интернете документы для обсуждения на переговорах и отчеты о раундах переговоров. Данная практика показывает, что прозрачность остается приоритетом комиссии в работе над проектом соглашения и при подготовке ее предложений для решений совета и парламента по подписанию и ратификации проекта [24].
39 Хотелось бы подчеркнуть, что в соглашении отводится важная роль институтам гражданского общества в реализации самого соглашения, включая положения о торговле и устойчивом развитии. Евросоюз и Mercosur обязуются информировать организации работодателей и работников, коммерческие структуры, группы по защите окружающей среды и другие НПО о том, как они реализуют соглашение. Как на национальном уровне, так и на совместном форуме, созданном для этой цели, эти группы гражданского общества смогут высказать свое мнение и вносить вклад в дискуссии о том, как реализуется торговая часть соглашения.
40 При всех благоприятных условиях диалог оказался крайне трудным. В начале 2019 г. более 600 европейских ученых и две организации из Бразилии, представляющие 300 групп бразильских коренных народов, призвали ЕС выступить в качестве «глобального лидера в поддержке прав человека, человеческого достоинства и сохранении пригодного для жизни климата, сделав устойчивое развитие краеугольным камнем своих торговых переговоров с Бразилией». В июне 2019 г. целый ряд НПО гражданского общества обратился с призывом к Европейскому союзу «использовать свое влияние для предотвращения ухудшения ситуации с правами человека и усугубления проблем, связанных с окружающей средой в Бразилии» [25].
41 Европейский экономический и социальный комитет провел 13 ноября 2019 г. слушания по подготовке Соглашения об ассоциации между ЕС и Mercosur. Участники обсуждения снова предприняли попытку уточнить ряд важных аспектов: позицию организованного гражданского общества по ключевым вопросам соглашения; оценить возможности и проблемы перед реализацией соглашения; оценить компромиссы и возможные последствия раздела соглашения о торговле и устойчивом развитии; изучить, как гражданское общество и консультативные структуры должны отслеживать влияние Соглашения об ассоциации с точки зрения улучшения прав человека и трудовых, социальных и экологических прав, а также строгого соблюдения международных конвенций или соглашений, которые стороны взяли на себя [26].
42 Касаясь гражданского общества как важного участника переговоров, следует отметить взаимодействие двух официальных структур, представляющих интересы гражданского общества от обеих сторон, — Консультативный экономический и социальный форум Mercosur (Foro Consultivo Económico Social del Mercosur, FCES) и Европейский экономический и социальный комитет. Эти два органа включены в учредительную структуру будущего договора (ст. 11 проекта договора), так как они представляют Совместный консультативный комитет (Межрегиональный консультативный комитет), в рамках которого представители обеих структур проводили встречи в течение последних лет. Диалог продолжается, а его формы и содержание станут яснее через некоторое время.
43 Говоря о диалоге организаций гражданского общества Латинской Америки с ЕС, следует подчеркнуть, что эпидемиологическая обстановка в мире, связанная с пандемией COVID-19, не могла не сказаться на деятельности организаций гражданского общества. В Мексике по этому поводу было проведено специальное исследование, которое показало, что многие НПО сталкиваются с финансовыми проблемами, отсутствием необходимых цифровых ресурсов, удаленной связи и многим другим [27].
44 Пандемия отразилась и на форме диалога ЕС с организациями гражданского общества стран Латинской Америки. Так, например, пятое заседание Совместного консультативного комитета (СКК) гражданского общества ЕС — Чили, учрежденного Соглашением об ассоциации ЕС — Чили, состоялось 15 мая 2020 г. уже в формате видеоконференции. На ней обсуждались такие вопросы, как влияние кризиса COVID-19 на сотрудничество, торговлю и инвестиции, достойный труд и неформальную экономику, а также повестка дня в области устойчивого развития. Обсуждались предложения по усилению роли Совместного консультативного комитета. Члены СКК приняли Заключительную декларацию по этим вопросам. Шестое подготовительное совещание СКК Евросоюз — Чили прошло 7 декабря 2020 г. также в формате видеоконференции [28].
45 Все это свидетельствует о поиске новых форм продолжения и развития диалога между гражданским обществом Латинской Америки и Европейским союзом, несмотря на возникающие трудности.
46 В заключение хотелось бы отметить, что Европейский союз, считая страны ЛАКБ своим стратегическим партнером, посредством диалогов и совместных форумов налаживает регулярный обмен мнениями не только между правительствами, но и между организациями гражданского общества обоих регионов. Очень важно, что стороны стремятся делать это на основе равенства, несмотря на наличие асимметрии в отношениях.
47 Отношения Евросоюза и государств ЛАКБ носят многоуровневый характер, в них вовлечено большое количество участников, включая гражданское общество. Установление и развитие диалога Евросоюза с гражданским обществом стран ЛАКБ ведется на трех уровнях — национальном, субрегиональном и региональном. ЕЭСК работает с неправительственными организациями в Латинской Америке и Карибском бассейне с 1990-х годов. Приоритеты этой европейской структуры включают в себя развитие организаций гражданского общества, экономическое и социальное развитие, региональную интеграцию и сотрудничество в многосторонней сфере.
48 Евросоюз предлагает странам ЛАКБ более широкий спектр взаимодействия на международной арене: сотрудничество в целях развития; политические диалоги и саммиты; соглашения о свободной торговле и координацию действий в решении глобальных проблем. Важно, что такая политика проводится не только на уровне официального Брюсселя и правительств государств — членов ЕС, но и гражданского общества.
49 Отметим, что правительства государств Евросоюза отдают себе отчет в том, что налаживание диалога с гражданским обществом стран ЛАКБ является сложным и долгим процессом, однако продолжают идти по пути формирования качественно нового уровня отношений между двумя регионами, преодолевая трудности исторического, социального и культурного характера.

Библиография

1. Ельникова В.Д. Основные направления межрегионального сотрудничества Европейского Союза со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (на примере саммитов ЕС–СЕЛАК). Проблемы постсоветского пространства. М., № 6 (1), 2019, сс. 33‒42. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-1-33-42

2. Ивановский З.В. Политические сдвиги в Латинской Америке и проблемы отношений с ЕС. Современная Европа. М., 2020, № 7, сс. 144‒154. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72020144154

3. Калашников Н. Куба – ЕС: трудный путь к сотрудничеству. Современная Европа. М, 2020, № 7, сс. 155‒165. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72020155165

4. Тайар В.М. Евросоюз и Латинская Америка в контексте межрегионального взаимодействия. Современная Европа. М., 2019, №4, сс. 16‒26. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420191626

5. Конева И.В. Трансатлантические отношения ЕС – Латинская Америка в конце XX – начале XXI вв. Научный диалог: История. Социология. Экономика. 2013, № 1(13), cc. 110–125.

6. Ермольева Э. Европейская социальная модель и возможности построения государства благосостояния в Латинской Америке. Современная Европа. M, 2020, № 7, cс. 166‒176. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72020166176

7. World NGO Day: Statement by the High Representative/Vice-President Josep Borrell Available at: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_en/75229/World% 20NGO%20Day%20Statement%20by%20the%20High%20Representative/Vice-President%20Jo-sep%20Borrell (accessed 09.04.2021).

8. Канунников А.А. ЕС – Латинская Америка. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность. Коллективная монография. Отв. ред. Громыко Ал.А., Носов М.Г. Москва, Весь Мир, 2015, сс. 393 – 439.

9. Канунников А.А. Гражданское общество: опыт стран Европейского союза и России. М.: ИЕ РАН; ИД Юриспруденция, 2017, 268 c.

10. Канунников А.А. Неправительственные организации и соглашение о свободной торговле Евросоюз – Мercosur. Латинская Америка. М., 2020, № 1, сс. 47-53. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S0044748X0007758-2

11. Plan-international: advancing children's rights and equality for girls in more than 75 countries. Available at: https://plan-international.org/organisation (accessed 09.04.2021).

12. La Friedrich-Ebert-Stiftung cuenta con proyectos sociopolíticos en 21 países de América Latina y el Caribe. Available at: https://www.fesmedia-latin-america.org/ (accessed 09.04.2021).

13. Council Conclusions on the Joint HR/Commission Communication on EU relations with Latin America and the Caribbean, "Joining forces for a common future". Brussels, 13 May 2019 (OR. en) 9241/19

14. Lista de delegaciones por región Available at: https://www.euro-parl.europa.eu/delegations/es/list/byregion (accessed 09.04.2021).

15. Proyectos de la UE en Chile. Available at: https://eeas.europa.eu/delegations/chile/area/projects_es (accessed 12.04.2021).

16. Los proyectos de la Comisión Europea en Chile. Available at: https://eeas.europa.eu/delegations/chile/1057/proyectos-de-la-ue-en-chile_es (accessed 12.04.2021).

17. European Economic and Social Committee. Social cohesion in Latin America and the Caribbean cohesión social. REX/152. Brussels, 5 January 2004. Available at: https://dmsearch.eesc.europa.eu/search/public (accessed 09.04.2021).

18. Latinobarómetro 2018. Informe 2018. Р. 15. Available at: https://www.latinobarometro.org/lat.jsp (accessed 09.04.2021).

19. Noveno Encuentro de la Sociedad Civil Organizada Unión Europea – América Latina y el Caribe - Ciudad de Panamá. Available at: https://www.eesc.europa.eu/es/agenda/our-events/events/noveno-encuentro-de-la-sociedad-civil-organizada-union-europea-america-latina-y-el-caribe-ciudad-de-panama (accessed 09.04.2021).

20. European Economic and Social Committee. Final declaration. Available at: https://www.eesc.europa.eu/es/documents/final-declaration/final-declaration-0 (accessed 09.04.2021).

21. Tercer Encuentro Sociedad civil organizada América Latina y Caribe-Unión Europea // F-CESE 2098/2004 FR-CVE/MP/mb. P. 4.

22. El VII Encuentro de la Sociedad Civil UE-América Latina pide un mayor reconocimiento e impulso de la Economía Social. Available at: http://www.observatorioecono-miasocial.es/actualidad-observatorio.php?id=2187 (accessed 09.04.2021).

23. Давыдов В.M. и др. Бразилия: смена приоритетов в новом политическом цикле. М.: ИЛА РАН, серия «Саммит», 2019, 146 с.

24. European Commission, tradoc 158143. Trade part of the EU-Mercosur Association Agreement. Available at: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/july/tradoc_158143.%20Regional%20Integration%20Clause.pdf (accessed 09.04.2021).

25. Fern. 340+ Organisations call on the EU to immediately halt trade negotiations with Brazil. Available at: https://www.fern.org/news-resources/340-organisations-call-on-the-eu-to-immediately-halt-trade-negotiations-with-brazil-1981/ (accessed 09.04.2021).

26. Hearing on the EU-Mercosur Association Agreement: The views of organized civil society. Available at: https://www.eesc.europa.eu/en/agenda/our-events/events/hearing-eu-mercosur-association-agreement-views-organized-civil-society (accessed 12.04.2021).

27. Sociedad civil organizada frente al COVID-19. Impacto, retos y acciones de resiliencia. Available at: https://educiac.org.mx/wp-content/uploads/2020/09/ResumenEjecutivo-SCOfrentealCovid19-VF.pdf (accessed 09.04.2021).

28. 5th meeting of the EU-Chile Joint Consultative Committee. Available at: https://www.eesc.europa.eu/en/agenda/our-events/events/5th-meeting-eu-chile-joint-consultative-committee (accessed 09.04.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести