ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ ФИЛОСОФ МО ДИ (V В. ДО Н.Э.) О МУДРОМ УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ. ПЕРЕВОДЫ ИЗ КНИГИ "МО-ЦЗЫ" (СВИТОК 1-Й)
ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ ФИЛОСОФ МО ДИ (V В. ДО Н.Э.) О МУДРОМ УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ. ПЕРЕВОДЫ ИЗ КНИГИ "МО-ЦЗЫ" (СВИТОК 1-Й)
Аннотация
Код статьи
S0131-28120000621-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
15-26
Аннотация
Идеи Мо Ди о мудром управлении страной, об отношении между властью и народом, о роли нравственности и справедливости в политике стали неотъемлемым элементом современной политической культуры Китая.
Ключевые слова
Поднебесная, приближение совершенномудрых, всеобщая любовь, справедливость, Небо, благодать, талант, управление, бескорыстие, самосовершенствование, пример, мера, человеколюбие.
Классификатор
Дата публикации
01.03.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
657
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Служилые (±) ши — прослойка просвещенных интеллектуалов, сложившаяся в древнекитайских царствах на грани эпохи Чуньцю (Весны и Осени) (770–476 гг. до н.э.) и эпохи Воюющих
царств, или Чжаньго (475–221 гг. до н.э.) из выходцев из аристократических и знатных семейств. Часто служилые происходили из рядов свободных торговцев и ремесленников крупных
городов — центров вновь складывающихся государств. Из числа ши — служилых рекрутировался государственный аппарат нарождающихся царств, складывалась иерархическая структура свиты правителей. Деловые и нравственные качества сановников и чиновников этой свиты
оказывали большое влияние на качества управления и внутреннюю стабильность молодых государств.
2. Князь Вэнь (гун) — правитель удела Цзинь эпохи Весны и Осени, (на троне правил в 636–
628 гг. до н.э.). Собственное имя Чжун Эр. Опасаясь расправы со стороны отца, Чжун Эр бежал
за границу, где находился 19 лет. Затем с помощью правителя царства Цинь вернулся на родину
и занял трон. Отличался умелым использованием талантливых сановников. Впоследствии стал
одним из пяти гегемонов в Поднебесной.
3. Князь Хуань Ци — правитель удела Ци. Его собственное имя Цзянь Сяобай (правил в 685–
643 гг. до н.э.). Когда его младший брат захватил трон и начал казнить своих возможных противников, Цзянь Сяобай бежал в соседнее царство. Жестокое правление брата привело, в конечном счете, к его казни. Цзянь Сяобай вернулся и правил под именем князя Хуаня и стал историческим примером добродетельного правления.
4. Гоу Цзянь — князь, правитель удела Юэ (497–465 гг. до н.э.) был взят в плен правителем удела
У, который подвергал его пыткам, которые Гоу Цзянь мужественно принял. Впоследствии Гоу
Цзянь привлек к себе многих выдающихся политиков и дипломатов, которые помогли ему воз-24 М. Титаренко
родить царство Юэ, а затем разбить и уничтожить царство У и казнить его правителя. Гоу
Цзянь считается в Китае классическим примером умелого превращения неудачи в стимул для
собирания силы, самоусиления, извлечения уроков из поражения и достижения, в конечном
счете, полной победы.
5. Цзюнь-цзы — в конфуцианской и моистской традиции совершенный муж, обладающий незаурядными талантами в политических делах, высокими нравственными качествами и добродетельным, гуманным отношением к людям, верностью долгу и приверженностью справедливости. Правители, следующие принципам добродетельного правления, именуются «го цзюнь» —
совершенными государственными мужами.
6. Цзе — последний правитель династии Ся (XXI-XVI вв. до н.э.) по преданию отличался крайней жестокостью и распутством. Был свергнут с трона добродетельным правителем Таном, основателем династии Шан. Умер в изгнании.
7. Чжоу — последний правитель династии Шан (XVI-XI вв. до н.э.). Традиция относит Чжоу к
числу жестоких и безнравственных правителей. Был разбит мудрым правителем У, основателем новой династии Западная Чжоу (XI в. до н.э. — 771 г. до н.э.). Чжоу покончил жизнь самоубийством.
8. В древнем Китае существовало поверье: если бросить в огонь панцирь черепахи, на нем появятся
трещины — священные знаки, похожие на иероглифы. Дешифровка этих знаков специально обученными людьми рассматривалась как предсказание судьбы правителям и их царствам.
9. Древние мистические образы предписывали в целях вымаливания дождей во время засухи вывешивать сохнуть на солнце убитую змею как символ дракона. Это, по поверью, побудит дракона ниспослать дождь.
10. Би Гань (XII в. до н.э.) — мудрый министр при жестоком и распутном князе Чжоу династии
Шан (XII в. до н.э.). Пытался увещевать правителя, но был казнен. Мэнь Бэнь — богатырь из
удела Ци. Он отличался огромной физической силой. По преданию, «мог вырвать рога у буйвола». Его сила вызывала зависть у правителя Чжоу, который приказал его казнить.
11. Си Ши — легендарная красавица из удела Юэ. По преданию, мудрый правитель удела Юэ Гоу
Цзянь преподнес ее в качестве дани правителю удела У князю Фу Ча, который был столь очарован ее красотой, что забросил все государственные дела, что привело к упадку и гибели удела. Си Ши была утоплена после гибели князя и его страны.
12. У Ци — знаменитый военный деятель и стратег эпохи Чжаньго (Воюющих царств). Будучи
высшим сановником при правителе удела или царства Чу, провел ряд крупных реформ, благодаря чему Чу стало процветать. Однако зависть других влиятельных сановников, окружавших
чусского князя Дао, привело после смерти князя к его гибели в 381 г. до н.э. Этот пример, вероятно, является более поздней вставкой учеников Мо-цзы в первоначальный текст, сделанный с
целью своеобразной «актуализации текста».
13. Цзюнь цзы — «благородный человек» или «совершенный муж». Это нравственный критерий
человека, обладающего выдающимися деловыми и нравственными качествами. Критерий
«цзюнь цзы» является общим понятием и в учении Конфуция, и в учении Мо Ди. Это как раз
один из доводов, подтверждающих сведения о том, что в молодости Мо Ди был учеником Конфуция или его учеников. Однако социальное содержание понятия «совершенный муж» (цзюнь
цзы) в конфуцианстве и у моистов серьезно различается. У Конфуция «цзюнь цзы» имеет
двоякий смысл. Прежде всего — это синоним и эвфемизм правителя страны, т.е. человека аристократически высокородного. Нравственные характеристики в этом случае отходят на второй
план. Вместе с тем, выходцы из знатных аристократических родов, отличившиеся добродетельными делами, тоже называются «цзюнь цзы» — «совершенным мужем», «благородным
мужем». У Мо Ди термин «цзюнь цзы» несет прежде всего нравственную нагрузку. «Цзюнь
цзы» не просто «благородный муж» с точки зрения его родовитости, а в первую очередь высоконравственный, совершенный человек, мудрый и добродетельный муж, обладающий знаниями и высокими моральными качествами. У Мо Ди и его последователей термин «цзюнь цзы»
точнее переводить как «совершенный человек». В тех случаях, когда термин употребляется как
синоним правителя страны, видимо, целесообразно его переводить словами «мудрый правитель». Именно такой смысл вкладывает Мо Ди в этот термин в главе «О самовоспитании», или
«О самосовершенствовании».
14. Шунь — легендарный правитель, вождь племени древних китайцев, живших в бассейне Желтой реки в середине XXIII в. до н.э., преемник легендарного правителя Яо. По преданию, средиДревнекитайский философ Мо Ди о мудром управлении страной 25
семи его близких друзей были совершенномудрые советники. Согласно свидетельству Сыма
Цяня, правитель Яо первоначально хотел передать престол в Поднебесной Сю Юю, но тот отказался от этой чести и удалился в горы, став отшельником. Бо Ян был близким другом правителя, одним из семи сподвижников Шуня.
15. Юй — основатель династии Ся. Шунь поручал ему миссию борьбы с наводнением, что стало
великой заслугой Юя. Впоследствии стал преемником Шуня и основателем династии Ся. Гао
Яо при правителе Шуне возглавлял судебную палату. Юй хотел передать ему престол, но он
вскоре умер, не успев этого сделать. Бо И также был одним из друзей Шуня и возглавлял палату скотоводства и охоты. Был близким помощником Юя в борьбе с наводнением. Также входил
в число преемников Юя.
16. Тан — основатель династии Шан (XVI —XI вв. до н.э.). Китайская традиционная историография относит его вместе с Яо, Шунем и Юйем к числу четырех совершенномудрых правителей
древнего Китая. И Ин первоначально был рабом, полученным в качестве приданого женой правителя Тана. Впоследствии стал высшим сановником и советником правителя. Чжун Хуай был
совершенномудрым служилым при правителе.
17. У — «Воинственный» — правитель с таким именем был сыном правителя Вэня, стал вместе с
отцом основателем новой династии Западного Чжоу XII в. до н.э., которая сменила династию
Шан. Князь Тан на склоне лет встретился с правителем Вэнем и помог ему сместить распутного правителя династии Шан. За эти заслуги получил в награду удел Ци, впоследствии одно из
самых развитых и процветающих государств периодов Чуньцю (Весны и Осени) и Чжаньго —
Воюющих царств. Князь Чжоу, имя Дань, — один из самых знаменитых совершенномудрых
правителей, считается основоположником политической культуры Китая. Для Конфуция — это
самый почитаемый и образцовый пример высшего советника правителя страны. Чжоу Дань
был младшим братом правителя У, помог ему уничтожить династию Шан. После смерти правителя У стал регентом при малолетнем правителе Чэне. Отверг предложения занять трон и
внес большой вклад в укрепление власти династии Чжоу и объединение уделов Поднебесной в
мощное единое государство.
18. Тянь цзы — «Сын Неба» — верховный правитель, синоним императора. Согласно традиционным представлениям, получил мандат на правление от Неба и сам почитался как Сын Неба.
19. Цзе — последний правитель династии Ся (1818–1763 гг. до н.э.) вошел в историю как классический пример жестокого, беспутного правителя. Гань Синь был приближенным правителя
Цзе, по преданию отличался льстивым и лживым характером, был крайне жестоким в отношении нижестоящих. Туй До, по другим версиям, Туй Чи или Туй И — высший сановник при
правителе Цзе, отличался крайней жестокостью и безнравственным поведением.
20. Чжоу — последний правитель династии Инь, которого наряду с правителями Цзе, Ли и Ю традиционная историография относит к числу самых жестоких и беспутных правителей древнего
Китая. Чун Хоу и У Лай — высшие сановники при Чжоу. Характеризуются как льстецы.
21. Ли (IX в. до н.э.) — правитель-тиран эпохи Западного Чжоу, был свергнут восставшим населением, умер в изгнании. Чан Фу и Жун Ичжун — пособники Ли в жестоком управлении страной.
22. Ю (правил в 781–771 гг. до н.э.) — жестокий правитель-тиран эпохи Западного Чжоу, последний правитель этой династии. Князь И, князь Гу — высшие удельные сановники при Юе.
23. Князь Ци Хуан (685–643 гг. до н.э.), его правление в уделе Ци было периодом расцвета. Советником князя Ци Хуана был знаменитый мудрец, основоположник экономической и юридической мысли в Китае Гуань Чжун (умер в 645 г. до н.э.). Известен в России под именем Гуаньцзы. Бао Шуй — друг Гуань Чжуна, который представил его князю Ци Хуану. Бао стал министром (да фу, высший сановник второй ступени по рангу). Китайская историография относит Гуань Чжуна и его сподвижника Бао Шуя к числу добродетельных совершенномудрых сановников, служилых.
24. Князь Цзинь Вэнь (правил в 635–628 г.г. до н.э.) в ходе междоусобной войны за власть вынужден
был бежать в соседний удел вместе со своим верным советником Цзю Фанем, который помог
князю через 19 лет изгнания вернуть власть в уделе Цзин и добиться процветания в стране. Гао
Янь был мудрым советником, занимал пост министра (да фу) в уделе Цзинь при правителе Вэне.
25. Князь Чу Чжуан (правил в 631–591 гг. до н.э.) — один из пяти гегемонов периода Чуньцю (722–
551 гг. до н.э.). Сунь Шу и Шэнь Инь — высшие сановники при Чу Чжуане. А Сунь Шу был
главным министром при Чу Чжуане и его учителем. Шэнь Инь имел пост министра (да фу). 26 М. Титаренко
26. Лю — правитель удела У (правил в 514–496 гг. до н.э.). Позднее получил имя князя Гуана. У
Юань, он же У Цзысю, выходец из удела Чу. В уделе У занимал пост министра (да фу). Помог
правителю упорядочить управление в стране. Вэнь И, он же Вэнь Чжин, также был да фу —
министром удела У.
27. Гоу Цзянь — князь удела Юэ. Вступил на престол в 496 г. до н.э. В современной историографии и идеологии Китая имя князя Гоу Цзяня часто приводится как пример мужества, долготерпения и целеустремленности ради достижения великой цели возрождения своей родины и готовности ради этого претерпеть любые испытания и тяготы. Фань Ли — близкий советник и
помощник Гоу Цзяня в борьбе с правителем удела У. Чжун — почтительное прозвище «Драгоценный министр» или «Великий министр» (да фу) в уделе Юэ, дано имя Вэнь Цзыциню за его
хитроумные планы и стратегию уничтожения удела У — главного врага Юэ. Они позволили
правителю Гоу Цзяню не только разбить и уничтожить удел У, но и возродить удел Юэ.
28. Фань Цзин — основатель крупного аристократического рода в уделе Цзинь (VI—V вв. до н.э.).
Чжан Люшо и Ван Шэн — влиятельные сановники в семье Фаня.
29. Чжун Хань Ин — глава аристократического рода в уделе Цзинь конца VI в. до н.э. Цзи Цин и
Гао Цянь — влиятельные сановники в семье Чжун Хань Ина.
30. Фу Чай — князь, правитель удела У, яростный противник удела Юэ и его правителя Гоу Цзяня.
Ван Суньло — сановный вельможа в уделе У. Пи — главный министр удела У.
31. Дуань Ганьму — V в. до н.э., «свободный ученый и учитель», как и Конфуций. Ученик Цзы
Ся — ученика Конфуция. Цинь-цзы — он же Цинь Хуали (V—IV вв. до н.э.) — ближайший
ученик Мо Ди, глава ордена моистов. Фу Юэ — министр у императора У Дина (1324–1265 гг.
до н.э.) эпохи Шан-Инь.
32. Цзы Си — министр-советник правителя удела Чу, был казнен за попытку поднять мятеж. И
Я — главный повар при дворе князя Ци Хуана. После смерти князя Хуана организовал мятеж в
сговоре с Шу Дао. Шу Дао — слуга князя Ци Хуана.
33. Мо Ди приводит стих из «Ши цзина» — Канона «Книга Песен». В дошедшем до нас тексте
«Ши цзина» эти строфы отсутствуют.
34. Суждения Мо Ди о небесных смыслах и желаниях как высшем критерии и образце добродетели, проводниках принципов взаимной всеобщей любви и выгоды, которые излагаются в этой
главе — лишь краткий конспект идей, содержащихся в последующих главах книги, особенно в
трех вариантах глав «О всеобщей любви» и «Воле Неба». Желания Неба, небесные смыслы как
высший критерий справедливости и добродетельности и одновременно высший судья, высший
нравственный стимул, который должен пробуждать в людях внутренние духовные силы к самосовершенствованию, к справедливости и свершению добрых дел, следованию принципам
всеобщей любви и взаимной выгоды, пронизывали все учение Мо Ди.
35. О совершенномудрых правителях прошлых 4-х эпох см. комментарии к главе III «Влияние
примера» («Со жань») в сносках 14–17.
36. О жестоких тиранах, правителях прошлых 4-х эпох см. комментарии к главе III «Влияние примера» («Со жань») в сносках 19–22.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести