1 См. об этом: Лавров А. В., Максимов Д. Е. «Весы» // Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905—1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984. С. 126—127.
2 Андреева И. Неуловимое созданье. Встречи. Воспоминания. Письма. М., 2000. С. 20— 21, 23—24, 47, 49, 64, 87—89, 104—105.
3 Стражев В. И. Автобиография. 28. 08. 1946. Копия // Государственный архив Пермского края. Ф. Р-1425. Оп. 1. № 1. Л. 1.
4 В 1920-е годы Стражев опубликовал сборник «Горсть» (Сухум, 1923), в последующие десятилетия, сосредоточившись на научной и педагогической работе, свои художественные произведения не печатал.5 На А. А. Блока, например, книга Стражева произвела «впечатление расплывчатое и скучное»: «Всего неприятнее то, что чувствуется подражание кому-то или чему-то, — почти нельзя решить — чему: многим понемножку» (Блок А.А. Виктор Стражев. Opuscula. Стихотворения и эскизы II Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 5. Проза. С. 563).
6 РГАЛИ. Ф. 1647. Оп. 1. № 460. Л. 11. Айхенвальд выделял «детские» стихи поэта; на них же обращал внимание и Василий В. Гиппиус, замечая, что «сквозь подражательность» в книге «О печали светлой» «пробивались и элементы самостоятельности (гл. обр. в стихах на темы из детского мира)» (Гиппиус В. В. О некоторых писателях, связанных с Пермским краем I Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1926. Вып. II. С. 67).
7 Блок в неизданной переписке и дневниках современников (1898—1921) I Лит. наследство. 1982. Т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 3. С. 295.
8 Блок А. А. О лирике I Блок А. А. Собр. соч. Т. 5. С. 157.
9 Там же.10 Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических образов. Мифопоэтический символизм начала XX века. Космическая символика. СПб., 2003. С. 99, 124, 267, 285, 662.
11 Магомедова Д. М. Комментируя Блока. М., 2004. С. 65.
12 Цит. по: Там же.
13 Стражев В. И. О печали светлой. Стихотворения 1905—1906 годов. М.: Заратустра, 1907. С. 47. Далее ссылки на это издание в тексте с указанием номера страницы в круглых скобках после цитаты.
14 Век — дитя играющее, кости бросающее... (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. С. 242).
15 В книге «О печали светлой» пять разделов. Первые два являются лирическими циклами, давшими разделам свои названия (I. «Шестопсалмие», II. «О печали светлой»). В трех других (III, IV, V) лирических циклов нет, они состоят из самостоятельных стихотворений и лишены названий.
16 См.: Луцевич Л. Ф. Псалтырь в русской поэзии. СПб., 2002.
17 См.: Романов Б. Н. Псалмопевец Давид и русская поэзия // Псалтирь в русской поэзии. М., 2002. С. 5—58.18 См.: Борисова Н. П. Шестопсалмие, его содержание, особенности и духовный смысл. СПб., 2005. С. 4—5.
19 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. С. 189, 191.
20 Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М., 1997. С. 149.21 Стражев В. И. О Метерлинке, Синей Птице и Вечном Младенце. Диалог. М., 1908. С. 5.
22 Там же. С. 72.
23 Там же. С. 76.
24 Там же. С. 18—19.25 Там же. С. 19.
26 Там же. С. 25.
27 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. С. 242.
28 Там же. С. 242—243.
29 Кессиди Ф. X. Гераклит. М., 1982. С. 99—100.30 Там же. С. 100.
31 Стражев В. И. О Метерлинке, Синей Птице и Вечном Младенце. С. 19.32 Борисова Н. П. Шестопсалмие, его содержание, особенности и духовный смысл. С. 23.
33 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. С. 204.34 Там же. С. 217.
35 Трубецкой С. Н. Метафизика Древней Греции. М., 1890. С. 261.
36 Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. С. 157.37 Кессиди Ф. X. Гераклит. С. 64.
38 Гераклит Эфесский. Все наследие на языках оригинала и в русском переводе. М., 2012. С. 124.
39 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. С. 192.
40 Стражев В. И. О Метерлинке, Синей Птице и Вечном Младенце. С. 68.
41 Там же. С. 62.
42 Там же. С. 63.
43 Метаописательный характер отсылок к Гераклиту прямо выражен в итоговой книге Стражева-поэта («Том первый. Стихи 1904—1909 годов»). В ней цикл «Шестопсалмие» и стихотворение «Гераклит» включены в раздел, посвященный размышлениям автора о себе как о поэте Печали, идущем своей «тропой укромной». Тема Гераклита здесь непосредственно смыкается с темой поэта и поэзии.
44 Трубецкой С. Н. Метафизика Древней Греции. С. 246.
Комментарии
Сообщения не найдены