* Настоящий обзор является фрагментом готовящейся к печати монографии, посвященной ИЛЯЗВ как центру по изучению языка и литературы в 1920-е годы.
1 Кочеткова Н. Д. Сектор по изучению русской литературы XVIII в. II Пушкинский Дом: Материалы к истории. 1905—2005. СПб., 2005. С. 248.
2 Впервые этот вопрос был затронут П. Н. Берковым (Берков П. Н. Введение в изучение истории русской литературы XVIII века. Ч. I. Очерк литературной историографии XVIII века. Л., 1964. С. 188—191); М. П. Лепехин в своем докладе «К предыстории группы по изучению русской литературы XVIII в.», прочитанном 26 февраля 2004 года в ИРЛИ, уделил внимание работам сотрудников ИЛЯЗВ за 1926/27 учебный год; доклад этот опубликован не был.3 Костин А. А. Изучение русской литературы XVIII века в 1930-е годы. (Переписка редакции «Литературного наследства» с Г. А. Гуковским и другими авторами) II Русская литература. 2009. № 2. С. 103.
4 Здесь отметим, что даже подробные работы по истории вузов Ленинграда в первые пореволюционные годы совершенно обходят упоминанием ИЛЯЗВ (Купайгородская А. П. Высшая школа Ленинграда в первые годы Советской власти (1917—1925 годы). Л., 1984; Кривоножен-коА. Ф. Петроградский университет в 1917—1922 гг.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / СПбГУ. СПб., 2014).
5 БыстрянскийВ. К реформе высшей школы II Северная Коммуна. 1918. 13 дек. № 178. С. 1.6 ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 14. Д. 154. Л. 297.
7 [Яковлева В. Н.] План работы Главпрофобра в области высшей школы на 1923—24 учебный год: Доклад В. Н. Яковлевой на Ректорском совещании 20 ноября // Еженедельник Народного Комиссариата Просвещения. М., 1924. 15 янв. № 1 (22). С. 21.
8 Берков П. Н. Введение в изучение истории русской литературы XVIII века. С. 188.
9 Ленинградский НИИ Языкознания // Университеты и научные учреждения / Наркомпрос РСФСР. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Л., 1935. С. 256.10 Вернадский В. И. О государственной сети исследовательских институтов, 1916 II Вернадский В. И. Очерки и речи. Пг., 1922. С. 28—31.
11 Особенно отметим яркие выступления секретаря оргкомитета Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук, известного ученого и медика Ивана Ивановича Манухина (1882—1958): Манухин И. И. Исследовательские институты и научное творчество II Речи и приветствия, произнесенные на трех публичных собраниях, состоявшихся в 1917 г. 9-го и 16-го апреля в Петрограде и 11-го мая в Москве / Свободная ассоциация для развития и распространения положительных наук. Пг., 1917. С. 29—33.
!2 ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 14. Д. 154. Л. 291—294.
13 Покровский М. Н. Задачи высшей школы в настоящий момент (Письмо съезду коммунистического студенчества) II Народное просвещение: Социалистический орган, общественнополитический, педагогический и научный / Народный Комиссариат по Просвещению РСФСР. М., 1920. № 18/20. C. 6.
14 Справочник по научным учреждениям Ленинграда / Главнаука Наркомпроса РСФСР. Л., 1927. С. 8.
15 СПФ АРАН. Ф. 827. Оп. 3. Д. 116. Л. 61 об.
16 Там же. Л. 60 об.17 ЦГАЛИ СПб. Ф. 288. Оп. 2. Д. 11. Л. 1—68.
18 Там же. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.
19 Там же. Д. 7. Л. 74.
20 Там же. Д. 2. Л. 22.
21 Ср.: «Собственные интересы Марра, нуждавшегося в огромном количестве специали-стов-исполнителей для обслуживания его широкомасштабных идей, с одной стороны, принимали благопристойную форму заботы о создании научных школ, а с другой — „нечувствительно” готовили принудиловку коллективных монографий» (Брагинская Н. В. Siste, viator! Предисловие к докладу О. М. Фрейденберг «О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках» II Одиссей: Человек в истории: Ежегодник. М., 1995. С. 248).22 ЦГАЛИ СПб. Ф. 288. Оп. 1. Д. 7. Л. 46.
23 Там же. Д. 15. Л. 37 об.24 Там же. Д. 7. Л. 69.
25 Там же. Д. 5. Л. 1—1 об.26 Там же. Д. 9. Л. 124 об.
27 Там же.
28 СПФ АРАН. Ф. 302. Оп. 1. Д. 18. Л. 34—40 об.
29 Там же.
30 Там же.
31 Там же.
32 ЦГАЛИ СПб. Ф. 288. Оп. 1. Д. 12. Л. 39.33 СПФ АРАН. Ф. 302. Оп. 2. Д. 45. Л. 3—10.
34 Там же. Оп. 1. Д. 18. Л. 34—40 об.
35 Там же. Ф. 800. Оп. 1. Д. 132/I. Л. 70.
36 ЦГАЛИ СПб. Ф. 288. Оп. 1. Д. 18. Л. 62.37 Луппол И. К. Проблема культурной революции и задачи научных работников II Культурная революция и научные работники / Сб. статей под ред. И. К. Луппола. М., 1928. С. 60.
38 См.: КумпанК.А. Институт истории искусств на рубеже 1920—1930-х годов II Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде. По архивным материалам: Сб. статей. М., 2014. С. 8—128.
39 Берков П. Н. Введение в изучение истории русской литературы XVIII века. С. 191.
40 Положение об аспирантах Академии Наук СССР. Л., 1929. С. 1 (на обороте титульного листа: «Напечатано по распоряжению Академии Наук СССР, ноябрь 1929»).41 О реорганизации ряда высших учебных заведений II Бюллетень Народного Комиссариата по Просвещению РСФСР. М., 1930. 1 июня. № 16. С. 7.
42 СПФ АРАН. Ф. 302. Оп. 1. Д. 57. Л. 1, 8, 10.
43 Там же. Л. 47.
44 Там же. Л. 50.
45 О совместной работе научных учреждений и вузов Наркомпроса с Академией Наук СССР II Бюллетень Народного Комиссариата по Просвещению РСФСР. М., 1931. 15 авг. № 31. C. 2.
Комментарии
Сообщения не найдены