ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТА: СОДЕРЖАНИЕ КОНСТРУКТА И МЕТОДИКА ЕГО ОЦЕНКИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТА: СОДЕРЖАНИЕ КОНСТРУКТА И МЕТОДИКА ЕГО ОЦЕНКИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000383-8-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Раскрыто содержание конструкта “исследовательский потенциал” как многомерной разноуровневой системы индивидуально-психологических качеств субъекта исследовательской деятельности, уточнен его статус и место в системе психологических понятий. Дается краткое описание структурно-функциональной модели исследовательского потенциала как теоретической основы для создания методики его оценки у студентов. Описана процедура создания опросника и проверка его психометрических свойств (N = 197, а Кронбаха для общей шкалы равна 0.899). Представлена его итоговая версия с ключами. Методика позволяет оценить общий уровень исследовательского потенциала студента - качественную характеристику психологического ресурса человека в контексте его научной деятельности, а также в отдельности мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты исследовательской деятельности.
Ключевые слова
исследовательский потенциал, исследовательская деятельность, методика оценки исследовательского потенциала студента.
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
838
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000383-8-1 Дата внесения исправлений в статью - 07.10.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
  2. Бордовская Н.В., Костромина С. Н. Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 125– 133.
  3. Ганзен В.А., Головей Л. А. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Личность и деятельность. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. С. 3–10.
  4. Гильдингерш М.Г., Потемкин В.К., Поскочинова О. Г. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
  5. Головей Л.А., Дербенева М.Ю. Интеллектуальный потенциал как фактор профессионального самоопределения личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология, социология, педагогика. 2009. Выпуск 2. Ч. 2. С. 58–66.
  6. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) // Фетискин А.М. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. СПб.: Академия, 2002. C. 426–433.
  7. Дикая Л. Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание педагогов // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 3. С. 75–88.
  8. Евинзон С. Р. Философско-социологический анализ творческого потенциала ученых: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. Томск, 1988.
  9. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента. Психологические факторы успешности. М: АСВ, 2004.
  10. Клещёва И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики: Дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2003.
  11. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и  проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001.
  12. Лазарев В.С., Ставринова Н. Н. Подготовка будущих педагогов к  исследовательской деятельности. Сургут: РИО СурГПУ, 2007.
  13. Лебедев Е. В. Формирование исследовательской компетентности у будущих менеджеров в процессе их подготовки к  профессиональной деятельности в вузе: Дисс. … канд. пед. наук. Ярославль, 2009.
  14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 266.
  15. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27.
  16. Лукашенко С. Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов  // Казанский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 11–18.
  17. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: МГУ, 1992.
  18. Матюшкин A. M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 23–33.
  19. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: МГУ, 2000.
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т.  / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. С. 21.
  21. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К  философским основам современной педагогики // Методологические основы психологии: хрестоматия / Сост. Д.В. Лубовский. М.: АНО ПЭБ, 2008. С. 248–258.
  22. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006.
  23. Сычкова Н. В. Организация исследовательской деятельности студентов университета. Магнитогорск: МаГУ, 2002.
  24. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
  25. Шадриков В.Д. Психология деятельности и  способности человека / Учебное пособие. 2-е изд., перераб. идоп. М.: Логос, 1996.
  26. Bordovskaia N. Research potential of students and special features of its realization in the learning process  // The International journal of pedagogy and curriculum. 2012. V. 19. Is. 3. P. 165–177.
  27. Darinskaya L., Rozum S. Role of cognitive processes in the implementation of research activity by students  // Procedia – social and behavioral sciences. 2014. V. 112. P. 235–241.
  28. Kostromina S.N., Bordovskaia N.V., Rosum S.I., Moskvicheva N.L., Iskra N. N. Research potential and cognitive features of students // Psychology in Russia: State of the Art. 2014. V. 7. Is. 4. P. 122–136.
  29. Kostromina S. N. Academic skills as a basis for selforganization of human activity // Procedia – social and behavioral science. 2013. V. 86. P. 543–550.
  30. Moskvicheva N. Analysis of motivation in students’ research activity  // 4th International conference on education and new learning technologies proceedings. Barcelona, 2012. P. 2576–2884.
  31. Moskvicheva N., Iskra N. Values and research potential in students of medical and human sciences // Procedia – social and behavioral sciences. 2014. V. 112. P. 252–259.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести