ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ КАК СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ КАК СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000392-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Рассматриваются современные тенденции и причины актуализации в психологических исследованиях проблемы активности как становления субъектности. Предлагается активностная метапа- радигмальность с целью усиления рефлексии при сращивании действий исследователя, активно включенного в изучаемую систему “субъект-субъект” в рамках конкретной парадигмы, с внутренними изменениями активности исследуемого субъекта как открытой саморазвивающейся системы. Анализируются современные подходы к активности в отечественной и зарубежной науке, а также перспективы применения в постнеклассической психологии междисциплинарного подхода к активности как становления субъектности с целью возможного преодоления разрыва между субъектом и объектом, естественнонаучной и гуманитарной парадигмами.
Ключевые слова
Активность, субъектность, постнеклассическая рациональность, активностная метапарадигмальность
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
711
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абульханова-Славская К.А. Личность как субъект жизненного пути//Время как фактор изменений личности/Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Поликарпова. Минск, 2003. С. 24-65.
  2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980.
  3. Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека//Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3. С. 17-24.
  4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
  5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003.
  6. Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков). Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.
  7. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015.
  8. Волочков А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты)//Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 3. С.22-31.
  9. Волочков А.А. Проблема активности в отечественной психологии//Психология. Экономика. Право. 2012. № 1. С. 15-24.
  10. Голуб-Бережная М.П. Витальная и авитальная активности человека как формы выхода из отчужденного бытия//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2010. Т. 2. № 7-12. С.183-186.
  11. Давыдов В.В. Взаимосвязь идей Л.С. Выготского и Н.А. Бернштейна // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 104-108.
  12. Джидарьян И.А. Оптимизм: проблемы теории и методов изучения//Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 25-35.
  13. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта//Сергей Леонидович Рубинштейн. Серия “Философия России второй половины ХХ века”. М., 2010. С. 270-316.
  14. Журавлев А.Л., Харламенкова Н.Е. Психология личности как открытой и развивающейся системы (к юбилею Л.И. Анцыферовой) // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 6. С. 30-39.
  15. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа Л.С. Выготского - А.Р. Лурия // Национальный психологический журнал. 2012. № 2 (8). С.32-45.
  16. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия//Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 2. С. 95-106.
  17. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности//Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-34.
  18. Конопкин О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека//Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 38-49.
  19. Крамаренко Н.С., Сомов Д. С. Виртуальный мир как новое пространство самоосуществления человека//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 4 (октябрь). С. 42-48.  
  20. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1(3). С. 63-74.
  21. Кузьмина Е.И. Психология свободы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  22. Купрейченко А.Б., Журавлев А.Л. Ценностно-смысловая рациональность экономического поведения населения современной России//Психология в экономике и управлении. 2010. № 2. С. 57-66.
  23. Купрейченко А.Б., Журавлев А.Л. Парадигмальные изменения в психологических исследованиях личности и группы//Парадигмы в психологии: науковедческий анализ. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012. С. 217-239.
  24. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 15-25.
  25. Леонтьев Д.А. Самоорганизация живых систем и физиология поведения//Мир психологии. 2011. № 2. С. 16-27.
  26. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности//Эпистемология и философия науки. 2010. Т. 25. № 3. С. 135-153.
  27. Личность и бытие: субъектный подход: Материалы научной конференции. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.
  28. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии//Вопросы психологии.1975. № 2. С. 31-45.
  29. Манолова О.Н. Пространство активности субъекта как акмеологический ресурс//Мир психологии. 2009. № 1. С. 56-64.
  30. Марков В.Н. Субъект и среда//Мир психологии. 2013. № 4. С. 41-50.  
  31. Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции: исследование действий профессионала//Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 3. С. 98-110.
  32. Моросанова В.И. Психология саморегуляции. М.-СПб.: Нестор-История, 2012.
  33. Нестик Т.А. Социальная психология времени: состояние и перспективы исследований//Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3. С. 5-19.
  34. Ожиганова Г.В. Субъектный подход к изучению высших духовных способностей//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 11-17.
  35. Осницкий А.К. Регуляция деятельности и направленность личности. М.: Изд-во Моск. экон.-лингвист. ин-та, 2007.
  36. Парадигмы в психологии: науковедческий анализ. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.
  37. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010.
  38. Пилишвили Т.С., Масри А.И. Специфика инокультурной адаптации арабских студентов на фоне стрессогенной ситуации в родной стране//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 2. С. 50-55.
  39. Попов А.Ю., Волочков А.А. “Внешнее” и “внутреннее” в целостной активности субъекта бытия (на примере студентов вузов)//Сибирский педагогический журнал. 2007.№ 13. С. 327-335.
  40. Попов А.Ю., Волочков А.А. Диагностика целостной активности субъекта жизнедеятельности: методологические, статистические и психометрические аспекты//Высшее образование сегодня. 2008. № 2. С. 46-49.
  41. Психология человека в современном мире. Том 4. Субъектный подход в психологии: история и современное состояние. Личность профессионала в обществе современных технологий. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.
  42. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
  43. Сайко Э.В. Отношение как базовое основание субьектности и развития активности субъекта деятельности//Мир психологии. 2011. № 4. С. 3-13.
  44. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива//Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120-132.
  45. Серкин В.П. Взаимосвязь образа мира и образа жизни//Мир психологии. 2009. № 4. С. 109-119.
  46. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.
  47. Стахнева Л.А. Подходы к пониманию предмета современной психологии в контексте постнеклассического типа рациональности//Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2. С. 372-375.
  48. Стёпин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  49. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.
  50. Субъектный подход в психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.
  51. Татенко В.А. Психология в субъектном мировоззрении. Киев, 1996.
  52. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
  53. Феномен и категория зрелости в психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.
  54. Харламенкова Н.Е. Научные основания и теоретико-эмпирическое переосмысление принципа детерминизма в субъектно-деятельностном подходе//Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 17-28.
  55. Харламенкова Н.Е., Журавлев А.Л. Мудрость личности (к 90-летию со дня рождения Л.И. Анцыферовой) // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 5. С. 99-101.
  56. Юревич А.В. Парадигмальные дебаты//Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 3. С. 3-17.
  57. Bai S., Zhu T., Li Cheng Big-five personality prediction based on user behaviors at social network sites//Computers and Society. 2012. http://arxiv.org/abs/1204.4809v1
  58. Benita M., Roth G., Deci E.L. When are mastery goals more adaptive? It depends on experiences of autonomy support and autonomy//Journal of educational psychology. 2014. Vol. 106. № 1. 258-267.
  59. Denoux P. Pourquoi cette peur au ventre ? Cultures et comportements face aux crises alimentaires. Paris: Lattes. 2014.
  60. Greenglass E. Proactive coping. Chapter 3. In Frydenberg E. (Ed.), Beyond coping: Meeting goals, vision, and challenges. London: Oxford University Press. 2002. P. 37-62.
  61. Greenglass E.R., Fiksenbaum L. Proactive coping, positive affect, and well-being: testing for mediation using path analysis//European psychologist. 2009. Vol. 14(1). P. 29-39.
  62. Hersch G.I., Lamport N.K., Coffey M.S. Activity analysis: application to occupation, the USA SLACK Incorporated, 2005.
  63. Kruglanski A.W., Chernikova M., Rosenzweig E., Kopetz C. On motivational readiness//Psychological review. 2014. Vol. 121. № 3. P. 367-388.
  64. Li W.D., Fay D., Frese M., Harms P.D., Gao X.Y. Reciprocal relationship between proactive personality and work characteristics: a latent change score approach//Journal of Applied Psychology. 2014. Vol. 99. № 5. P. 948-965.
  65. Ross M.W. Do research ethics need updating for the digital age? The Facebook emotional contagion study raises new questions//Monitor on psychology. 2014. Vol. 45. № 9. P. 64.
  66. Slingerland E. Trying not to try: The art and science of spontaneity. NY, US: Crown Publishers/Random House. 2014.
  67. Smallwood J. Distinguishing how from why the mind wanders: a process-occurrence framework for selfgenerated mental activity//Psychological Bulletin 2013. Vol. 139. № 3. P. 519-535.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести