ДИНАМИКА АКТУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТОМ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
ДИНАМИКА АКТУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТОМ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000525-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Анализируется динамика профессионального становления субъекта и актуализация психологических ресурсов у представителей разных профессий (менеджеров, бухгалтеров, предпринимателей) и социальных групп (мужчин/женщин, руководителей/специалистов). Рассматриваются результаты экспериментального исследования, проведенного на выборке 147 человек в возрасте 31-47 лет, в рамках которого испытуемые оценивали динамику своего профессионализма и его составляющих на протяжении профессиональной карьеры (от 20 до 65 лет). Выделены сущностные свойства феномена “ресурсы” как избирательно актуализируемые условия внутренней и внешней среды субъекта, изменяющие силу своего влияния и валентность и определяющие степень социальной успешности субъекта. Определен ряд динамических особенностей, характеризующих ресурсы как психологический феномен. Отражена последовательность участия интра- и внесубъектных ресурсов в профессиональном становлении.
Ключевые слова
Интрасубъектные ресурсы, внесубъектные ресурсы, среда, субъект, профессиональная карьера, профессионализм
Классификатор
Дата публикации
03.01.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
566
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2011.
  2. Денисова В.Г., Журавлева Н.И., Толочек В.А. Актуализация ресурсов субъекта на протяжении профессиональной карьеры: условия, динамика, закономерности//Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Т. 3./Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 36-39.
  3. Дружинин В.Н. Психология способностей. Избр. труды. / Отв. ред. А.Л.Журавлев, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.
  4. Кабардов М.К. Актуальные проблемы психофизиологии индивидуальных различий и дифференциальной психофизиологии//Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 1011 ноября 2011 г./Под ред. М.К. Кабардова. М.: Смысл, 2011. C. 18-28.
  5. Крейг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  6. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как объект изучения//Личностный потенциал: структура и диагностика/Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. C. 5-11.
  7. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001.
  8. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010.                 
  9. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.
  10. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010.
  11. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.
  12. Толочек В.А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы)//Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 27-61.
  13. Толочек В.А. Профессиональные способности, потенциал и успешность субъекта: критический анализ проблемы и модели объяснения//Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики/Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. Вып. 2. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011. С. 320-346.
  14. Толочек В.А., Денисова В.Г. Динамика профессионального становления в представлениях субъектов: самооценки как самодостаточные эмпирические данные//Психологический журн. 2013. Т. 34. № 6. С.26-39.
  15. Толочек В.А. Модель динамики профессионализма субъекта (МДПС)//Системогенез учебной и профессиональной. Материалы IV Международной научно-практической конференции: “Системогенез учебной и профессиональной деятельности”, г. Ярославль, 19-21 ноября 2013, Ярославль. Ярославль: Изд-во “Канцлер”, 2013. С. 199-190.
  16. Хазова С.А. Ресурсы субъектности: к вопросу об определении понятия//Ресурсы и антиресурсы личности в современных коппинг-исследованиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/Под ред. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2012. С. 58-63.
  17. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.
  18. Bronfenbrener U. The ecology of human development. Cambrige, MA: Harvard University Press, 1979.
  19. Diener E., Fujita F. Resources, personal strivings, and subjective well-being: A nomothetic and idiographic approach//Journ. of Social Psychology. 1995. 68. 5. P. 926-935.
  20. Kovas Y., Haworth C.M.A., Dale P.S., Plomin R. The genetic and environmental origins of learning abilities and disabilities in the early school years//Monographs of the Society for Research in Child Development, 2007.
  21. Matheny K.B., Aycock D.W., Curlette W.L., Junker G.N. The coping resources inventory for stress: A measure of perceived resourcefulness//Journ. of Clinical Psychology. 1993. V. 49 (6). P. 815-830.
  22. Quinn R.E., Rohrbaugh J.A. A special model of effectiveness criteria: Towards a competing values approach to organizational analysis//Management Science 1983. P. 363-377.
  23. Thoits P.A. Stress, coping and social support processes: Where are we? (What next?)//Journal of Health and Behavior. 1995. V. 36. P. 53-79.
  24. Taylor Sh.E. Health Psychology. McGraw Hills, Inc. 1995.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести