О ВОЗНИКНОВЕНИИ РУССКОЙ ЯТРОНАУКИ В НАЧАЛЕ XV В. -НА СТОЛЕТИЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ СЧИТАЛОСЬ
О ВОЗНИКНОВЕНИИ РУССКОЙ ЯТРОНАУКИ В НАЧАЛЕ XV В. -НА СТОЛЕТИЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ СЧИТАЛОСЬ
Аннотация
Код статьи
S0205-96060000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
38-65
Аннотация
Данные о медицинской астрологии (ятроматематике) в русской книжной культуре сохранились с конца XV в. Существуют недостаточно изученные славянорусские источники, восходящие к более раннему времени, связанные с часовой хрономантией - частью астрологии, уходящей корнями в культуру Древнего Вавилона (и соответствующую древнегреческую традицию). Суть этой магии состояла в прогнозировании событий по сокровенной «окраске» часов как «добрых», «средних» и «злых»: для благоприятного исхода следовало начинать любое дело в «добрый» час, избегать его в «средний» и не предпринимать вовсе в «злой». Ятронаука, восходящая к врачебной деятельности эпохи Возрождения, характеризуется использованием часов. Связь установленных в Москве в 1404 г. общественных часов с ятронаукой обусловлена возможностью их использования в специфическом варианте славяно-русской часовой хрономантии.
Ключевые слова
Ятронаука, ятроматематика, час, часовая хрономантия, сокровенная «окраска» часа, «добрый» час, «средний» час, «злой» час, прогнозирование событий, книжная культура, исторический источник
Классификатор
Дата публикации
01.04.2009
Всего подписок
0
Всего просмотров
1285
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Симонов Р. А. Ятронаучный этап русской естественнонаучной книжности (конец XV -начало XVIII вв.)//ВИЕТ. 2007. № 1. С. 58-89. 
2. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв./Ред. И. Т. Касавин. М., 1999
3. Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция/Сост., вступит. ст. и коммент. О. Ф. Кудрявцева. М., 1996
4. Рабинович И. М. О ятроматематиках//Историко-математические исследования. 1974. Вып. 19. С. 223-230.
5. Симонов Р. А. Тексты по практической ятроматематике в России XVI-XVII веков//Книга в пространстве культуры. 2005. Вып. 1. С. 31-42.
6. Лихачев Д. С. О филологии. М., 1989. С. 148-149.
7. Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ). СПб., 1913. Т. 18. С. 281.
8. Базилевич К. Имущество московских князей в XIV-XVI вв.//Труды Государственного Исторического музея. 1926. Вып. 3. С. 38.
9. ПСРЛ. 1949. Т. 25. С. 232-233.
10. Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. 4-е изд. М., 1918. Ч. 1. С. 112-115.
11. Пипуныров В. Н., Чернягин Б. М. Развитие хронометрии в России. М., 1977. С. 12-13.
12. Симонов Р. А. Первые московские общественные часы 1404 г. как символ историчности сознания на пути от Предвозрождения к барокко//Человек в культуре русского барокко/Отв. ред. М. С. Киселева. М., 2007. С. 345-366.
13. Симонов Р. А. Русская ятронаука -прорыв в истории науки//Румянцевские чтения-2007. М., 2007. С. 304-308.
14. Райан В. Ф. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России/Пер. с англ. под ред. А. В. Чернецова. М., 2006.
15. Симонов Р. А. Неживая старина//Природа. 2007. № 8. С. 88-91.
16. Яковлев С. Е. Алхимический рецепт в России//Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник, 1999. М., 2000. С. 12-18.
17. Симонов Р. А. Берестяная грамота № 715 XIII в. с числовым заклинанием//Труды четвертых Колмогоровских чтений. Ярославль, 2006. С. 284-290.
18. Симонов Р. А. Тайна древнерусского времени: новый синтез//Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: к 870-летию «Учения» Кирика Новгородца. М., 2006. С. 149-159.
19. РГБ. Ф. 439. К. 21. Ед. хр. 3. Л. 227-об.
20. Симонов Р. А., Турилов А. А., Чернецов А. В. Древнерусская книжность (Естественнонаучные и сокровенные знания в России, связанные с Иваном Рыковым). М., 1994. С. 95.
21. Симонов Р. А. Уникальный астролого-хрономантический документ из собрания НИОР РГБ//Румянцевские чтения-2004. М., 2004. С. 228-233.
22. Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990. С. 79-80.
23. РНБ. F. n. I. № 73. Л. 394
24. РНБ. Кирилло-Белозерское собрание. № 22/1099. Сборник середины XV в.
25. Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т. 2. С. 327-343.
26. Симонов Р. А. Объяснение оригинальной трактовки «качеств» хронократоров в древнерусском астрологическом тексте XV в.//Герменевтика древнерусской литературы X-XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С. 327-343.
27. Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь/Общ. ред. и предисл. Г. Е. Куртика. М., 1994. С. 417.
28. РГБ. Ф. 354. № 14. Псалтырь с восследованием конца XV -начала XVI вв. Л. 663.
29. Simonov, R. A. Russian Astrology: F New Monument of the Late Fifteenth and Early Sixteenth Centuries//Acts XVIII-th International Congress of Byzantine Studies: Selected papers. Shepherstow. 1996. Vol. IV. P. 291-297, с публикацией текста.
30. Симонов Р. А. Астрологический «вечный календарь» в русской рукописи конца XV -начала XVI в.//Букинистическая торговля и история книги. 1995. Вып. 4. С. 54-69.
31. Левин М. Б. Лекции по астрологии. М., 1992. Ч. 3. С. 60-61.
32. Клосс Б. М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2. С. 345.
33. Рудаков В. Н. «Духь южны» и «осьмый час» в «Сказании о Мамаевом побоище»//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1998. Сб. 9. С. 149.
34. Симонов Р. А. Древнерусская «сокровенная математика» XV -первой половины XVI веков//Историко-математические исследования. Вторая серия. Вып. 8 (43). М., 2003. С. 116-123.
35. Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 428-433.
36. Романова А. А. Легендарные создатели календаря и единиц измерения времени: царь Соломон//Естественнонаучная книжность в культуре Руси. М., 2005. С. 44-48.
37. Зубов В. П. Кирик Новгородец и древнерусские деления часа//Историко-математические исследования, 1953. Вып. 6. С. 208.
38. Брюсов календарь/Изд. Т. Росинского. Харьков, 1875. С. 24-25.
39. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. Прилож. С. 39-40.
40. Голоскевич К. Астрология в России в XV-XVI вв. и послание старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея «на звездочетцы и на латыны». Остров, 1897. С. 19.
41. Стоглав. М., 1890. С. 181-182.
42. РНБ. Соф. 1285. Л. 46.
43. Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999. С. 349.
44. РНБ. Соф. № 1285. Л. 46.
45. Стоглав: Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах. М., 1890. С. 181-182.
46. ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 281.
47. Симонов Р. А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993, № 4. С. 68-74.
48. Симонов Р. А. Русская астрологическая книжность (XI -первая четверть XVIII века). М., 1998. Гл. 5: Прогностическая астрология на «службе» у царя Алексея Михайловича. С. 85-114.
49. РГБ. Ф. 439. К. 21. Ед. хр. 3. Сборник кон. XVII -нач. XVIII вв.
50. Турилов А. А., Чернецов А. В. Отреченная книга Рафли//ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 260-344.
51. РГБ. Ф. 439. К. 221. Ед. хр. 3. Сборник кон. XVI -нач. XVIII вв. С. 302, 323, 331-332.
52. РНБ. Кирилло-Белозерское собрание. № XII. Л. 186-об.-187.
53. Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского. СПб., 2003. С. 125. 58
54. Симонов Р. А. О временном делении суток в «Лунных прогностиках» на Руси//Историкоастрономические исследования. М., 2003. Вып. 28. С. 216-223.
55. Нижегородская областная библиотека. Ф. 1. № 144. Раз. № 30.
56. Грицевская И. М. Лицевой синодический сборник Нижегородской областной библиотеки//От Средневековья к Новому времени: Сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. М., 2006. С. 432-449.
57. Bouche-Leclerq A. L'astrologie greque. Paris, 1899. Р. 42.
58. Симонов Р. А. Аллегория времени в древнерусской книжной культуре//Книга. Исследования и материалы. Сб. 88. М., 2008. Ч. 2. С.157-174.
59. Библиотека Хиландарского монастыря. Афон. Х-527. Вечный календарь. Л. 102. С. 24.
60. Jaнковиħ Н. Ћ. Астрономjа у старим српским рукописима. Београд, 1989. C. 25. Диаграмма воспроизводится на вклейке в конце книги, фото № 79.
61. Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Репринт. М., 1989. Т. 1. Ч. 2. Стб. 891
62. Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1978. Вып. 5. С. 371
63. Лудольф Г. В. Русская грамматика. Оксфорд, 1696/Переизд., перевод, вступ. статья и примеч. Б. А. Ларина. Л., 1937. С. 6.
64. Сперанский М. Н. «Злые дни» в приписках Ассеманова евангелия//Македонски преглед. 1932. Кн. 2. С. 45-52.
65. Васильев В. И. История книжной культуры как научное направление//Книга. Исследования и материалы. Сб. 82. М., 2004. С. 5-24
66. Васильев В. И., Самарин А. Ю. Книжная культура в теоретическом, историческом и практическом аспектах//Куфаев М. Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. М., 2004. С. 9-14
67. Васильев В. И. Книга и книжная культура на переломных этапах истории России. Теория. История. Современность. М., 2005
68. Васильев В. И. Чтение и культура//Чтение как стратегия жизни. М., 2006. С. 39-43
69. Самарин А. Ю. История русского читателя: достижения, проблемы, задачи//Там же. С. 148-150
70. Симонов Р. А. Чтение научных произведений в Древней Руси//Там же. С. 157-159
71. Симонов Р. А. Часомерие в ряду сокровенных знаний//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 13. М., 2008. С. 571-600.
72. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л., 1973. С. 127.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести