Трансформации XXI века: особенности формирования пути устойчивого развития в Японии
Трансформации XXI века: особенности формирования пути устойчивого развития в Японии
Аннотация
Код статьи
S032150750014285-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тихоцкая Ирина Сергеевна 
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
31-39
Аннотация

На рубеже ХХ-XXI вв. в мире произошел сдвиг общей парадигмы развития в сторону придания ему более устойчивого характера, что было зафиксировано в целом ряде международных документов. Япония давно предпринимает активные шаги в этом направлении, в т.ч. разрабатывая и собственные инновационные концепции. В статье представлены результаты многолетнего изучения автором продвижения Японии к устойчивому развитию, созданию общества нового типа. На основе изучения многочисленных документов и программ, как международных, так и японских, проанализированы особенности подхода Японии к концепции устойчивого развития и путей его реализации.

 

Результаты представленного исследования показывают, что, хотя японский путь устойчивого развития отличает широкий подход, в стране, испытавшей на рубеже 1960-70-х гг. настоящий экологический кризис, в первую очередь, он имеет экологическую ориентацию. В то же время на современном этапе особое внимание в Японии уделяют созданию общества нового типа, подчеркивая необходимость изменения образа жизни, поведения всех людей во всем мире, а также важность распространения передового опыта и оказания помощи менее развитым странам.

 

С учетом предыдущих успехов, и прежде всего японского опыта распространения дифференцированного сбора бытовых отходов, начинавшегося с экспериментов в отдельных муниципалитетах и давно уже ставшего образом жизни всех жителей страны, можно ожидать, что и в создании устойчивого общества Япония будет одним из первопроходцев, а потому изучение ее опыта представляет особый интерес.

Ключевые слова
Япония, устойчивое развитие, устойчивое общество, экологические проблемы, управление отходами
Классификатор
Получено
17.12.2021
Дата публикации
28.03.2021
Всего подписок
25
Всего просмотров
71259
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Человек с самого своего появления на Земле оказывает воздействие на окружающую среду. Однако поначалу, когда его зависимость от природы была большой, присутствовало сознательное отношение к природе. Японцы, и в силу своих древних религиозных убеждений и прочих традиций (концепции сатояма и моттаинай), и ментальности, долгое время сохраняли свою приверженность жизни в гармонии с природой. Будучи страной рисовой культуры, Япония еще с XVII в. являет собой пример общества рециклирования, поскольку после сбора урожая рисовая солома использовалась в самых разных целях (и в качестве удобрения на полях, и топлива; из нее же изготавливали и татами, которыми до сих пор в стране застилают пол, и сандалии дзори) [1].
3 В немецкоязычном сообществе исследователей окружающей среды распространено мнение, что концепция устойчивости уходит корнями в XVIII столетие, век немецкого лесного хозяйства. И там директора главного горного управления во Фрайбурге, Ганса Карла фон Карловица, автора первого труда на немецком языке по лесоведению, считают отцом-основателем современной идеи устойчивого развития — найти правильный баланс между использованием ресурсов и возрождением природного капитала. Его императив был прост, но убедителен: не собирать больше древесины (или шире - возобновляемых ресурсов), чем может воспроизвестись в данный период времени [2]).
4 Иными словами, местные традиции нередко предлагают устойчивые альтернативы современному обществу с его идеалом потребления и деградации. С развитием цивилизации постепенно сложился имидж планеты, почти не имеющей внешних ограничений для воздействия человека: «бескрайнее пространство, в котором расширение, производство, потребление и неограниченный рост являются позитивными парадигмами для развития цивилизации» ([3; 4]). Как отметили ученые Манчестерского университета Р.Ходжсон и С.Пердан [5], в настоящее время технология позволяет изменить «практически любую часть Земли» (цит. по: [4]). Изменение окружающей среды, возникновение острых экологических проблем заставило человечество задуматься о своих действиях, обратить внимание на пагубные последствия грубого вмешательства в природу. Опубликованный в 1972 г. американским ученым, бывшим директором трех университетских научных институтов Д.Медоузом и др. доклад Римскому клубу «Пределы роста» имел большой резонанс и оказал воздействие на уже начавшееся понимание опасности загрязнения окружающей среды, взаимосвязи между экологическими проблемами и экономическим ростом. Большинство стран мира тогда же приступило к поиску путей сокращения отрицательного воздействия экономического развития на окружающую среду.
5 В это время Япония, несмотря на свойственное ей бережное отношение и уважение к природе, как и остальные развитые страны потерявшая связь со многими исконными традициями сохранения природы, переживала настоящий экологический кризис, явившийся следствием ее послевоенного «экономического чуда». В стране создавалась система природоохранных органов, в 1971 г. появилось Управление по окружающей среде (в 2001 г. преобразованное в министерство), и в Японии, в одной из первых, начала формироваться экологическая политика, довольно быстро выделившаяся в самостоятельное направление государственной политики. А в конце 1980-х произошла глобализация экологической политики, и Япония активно включилась в международное сотрудничество, все больше претендуя на лидерство в экологической сфере.
6 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ПОДХОДА
7 Современная концепция устойчивого развития впервые обсуждалась на Конференции ООН по проблемам окружающей среды в Стокгольме в 1972 г., но всемирную популярность приобрела со времен доклада «Наше общее будущее» (или «Доклад Брунтланн», 1987 г.) и самой крупной встречи на высшем уровне по экологической проблеме «Саммита Земли» в Рио-де-Жанейро (1992 г.). В 1997 г., в дополнение к подписанной на саммите в Рио Рамочной конвенции ООН об изменении климата, содержащей принципы действия стран по проблеме изменения климата, во избежание глобального потепления был подписан Киотский протокол, предполагающий сокращение выбросов парниковых газов.
8 В то время считалось, что необходимые для предотвращения потепления климата меры будут препятствовать экономическому росту, однако, как уже показала практика, многие из таких мер, напротив, оказываются его драйверами. В Японии это четко просматривается на примере развития возобновляемой энергетики, и прежде всего, солнечной, в области которой она является одним из мировых лидеров.
9 В преддверии наступления миллениума, вследствие наличия целого ряда требующих принятия безотлагательных мер, человечество серьезно озаботилось необходимостью изменения общей парадигмы развития в сторону создания устойчивого общества. Американский биолог и эколог, один из основателей современного экологического движения, Барри Коммонер еще в 1971 г. одним из первых отметил взаимосвязь проблем окружающей среды с проблемами, больше всего угнетающими современный мир. В широко известной книге «Замыкающий круг» [6] он сформулировал 4 закона экологии: 1. Все связано со всем; 2. Все должно куда-то деваться; 3. Природа знает лучше; 4. Ничто не дается даром.
10 Современная концепция устойчивого развития включает три основных столпа: экологический, экономический и социальный. В 2000 г. были согласованы Цели развития тысячелетия, в основном касающиеся социальных проблем (искоренение голода и крайней нищеты, всеобщее начальное образование, гендерное равенство и т.д.) в развивающихся странах. В апреле 2015 г. в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата было подписано Парижское соглашение, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 г. (удержание роста глобальной средней температуры намного ниже 2 °C). А в сентябре 2015 г., в принятой на Саммите ООН по устойчивому развитию «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», сформулировано 17 универсальных целей устойчивого развития (ЦУР), охватывающих широкий круг экологических, социальных и экономических задач, применимых как к развивающимся, так и к развитым странам.
11 Достижение всех целей одновременно, безусловно, затруднительно, поэтому в 2017 г. в специальной резолюции ООН 17 целей были преобразованы в более достижимые, а приоритет был отдан искоренению крайней нищеты, развитию в интересах всех и решению основополагающих проблем глобальной устойчивости, таких как изменение климата. В июле 2020 г. ООН было отмечено, что определенный прогресс есть, но в целом деятельность по достижению поставленных целей продвигается в недостаточном темпе и масштабе и следующее десятилетие должно стать десятилетием амбициозных действий, а главные задачи — принятие мер по борьбе с растущей нищетой (ввиду пандемии COVID-19 проблема усугубилась. — И.Т.), расширению возможностей женщин и решение проблемы изменения климата [7].
12 Чаще всего устойчивое развитие определяется как удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Есть и другие формулировки, например, «Повышение качества жизни человека при жизни в пределах ассимилирующей способности экосистем» (1991) или: «Устойчивое развитие происходит тогда, когда все люди могут жить полноценной жизнью, не унижая нашу планету» (2007) [8]. Первое из приведенных определений на сегодня представляется наиболее удачным.
13 В докладе ООН «От переходного периода к трансформации: устойчивое и всеобъемлющее развитие в Европе и Центральной Азии»1 в качестве основной парадигмы развития предложено «человеческое измерение». Для перехода к устойчивым моделям необходимо, чтобы социально-экономическое развитие протекало параллельно с заботой об окружающей среде и учитывало интересы всех людей Земли, способствовало повышение уровня и качества жизни.
1. From transition to transformation: sustainable and inclusive development in Europe and Central Asia. 2012. New York and Geneva (In Russ.). >>>> (accessed 22.11.2020)
14 Критерии устойчивого развития крайне сложны, но в общем виде они представляют группы индикаторов, относящихся, прежде всего, к экологической, экономической и социальной сферам, а также включающих институциональные и политические факторы.
15 В настоящее время концепции устойчивого развития отведена главная роль в планировании и определении всей жизни общества во многих странах мира, и стратегии развития государств исходят из разумного сочетания экологических, экономических и социальных принципов. Ставится задача добиваться повышения уровня жизни людей, не допуская разрушения экосистем Земли и появления экологических проблем.
16 Что касается Японии, то еще до формулирования Повестки дня на период до 2030 г. она предпринимала шаги и реализовывала комплексные меры по продвижению к устойчивому обществу как в экологической, так и экономической и социальной сферах. По заверению самих японцев, она приступила к созданию «общества равных возможностей и всеобщего участия, в котором каждый человек может полностью реализовать свой потенциал. В соответствии с этим идеалом Япония продвинулась вперед, реформируя свои соответствующие системы»2.
2. Japan's Voluntary National Review Report on the implementation of the Sustainable Development Goals. SDGs Promotion Headquarters. July, 2017. Sustainable development goals. >>>> (accessed 25.10.2020)
17 Соглашаясь с тем, что некоторые достижения в разной мере есть во всех сферах, особо выделим деятельность, прежде всего, японского правительства в экологической сфере. Большинство ученых именно экологическим факторам отводят главную роль в достижении устойчивого развития. И Япония как раз являет собой пример страны, которая во главу угла ставит цели эффективного использования ресурсов и защиты окружающей среды.
18 В 1993 г. в развитие достаточно успешно действовавших «Закона о контроле загрязнения окружающей среды» (1967 г., в значительной степени благодаря принятию которого Япония и преодолела экологический кризис) и «Закона о сохранении природы» (1972 г.) в Японии приняли «Основной закон об охране окружающей среды», который называют «Экологической Конституцией». В качестве одного из трех основных принципов экологической политики в нем заявлено создание устойчивого общества, в котором экологические нагрузки, возникающие в результате деятельности человека, сведены к минимуму3.
3. The Basic Environment Plan. 2018. Ministry of the Environment, Japan. >>>> (accessed 23.10.2020) (In Jap.)
19 Среди всех экологических проблем особое значение имеет управление бытовыми отходами, поскольку, превратившись в общество потребления, Япония стала их крупным производителем. Первоначально проблема отходов в стране решалась, в основном, путем избавления от них всеми способами (закапывании, сжигании, сбрасывании в море и т.п.). Однако постепенно там родилась современная концепция общества рециклирования, основанная на принципе 3R (Reduce, Reuse, Recycle). Возложение обязанности по сортировке мусора на граждан страны началось в 1980-е гг. в качестве экспериментов в отдельных муниципалитетах, а к началу XXI в. раздельный сбор бытовых отходов стал образом жизни всего населения страны.
20 Все в большем числе муниципалитетов мусор сортируют на все большее число категорий. Особенно в этом отношении выделяется Камикацу, небольшой поселок в горах на острове Сикоку, где отдельно сортируют 45 видов отходов. Поселок прославился инициативой принятия декларации нулевых отходов (к 2020 г.) [9]. Изначально это было связано с тем, что перевозка и сжигание отходов на близлежащем к поселку заводе обходилась в 6 раз дороже, чем налаживание собственной системы утилизации отходов, и довольно быстро удалось добиться рециклирования 80% образующихся в поселке отходов [10].
21 В результате многолетних изысканий на основе принципа 3R в Японии была разработана инновационная концепция общества с устойчивым материальным циклом, и в 2000 г. принят Основной закон о таком обществе. Суть этой концепции: потребление ресурсов и образование отходов должны быть сведены к возможному минимуму [11]. Реализация этой концепции на базе 3-х одноименных планов (2003, 2008, 2013) привела к определенным успехам: совершенствованию системы управления отходами, улучшению экологической ситуации в стране и повышению качества жизни.
22 В Японии захоронению подвергается теперь только 1% общего числа бытовых отходов по сравнению, например, с 49% в Австралии. Японцы добились и почти максимальных показателей рециклирования некоторых видов твердых бытовых отходов: стеклянных и пластиковых бутылок, железных и алюминиевых консервных банок. В 4-м плане создания общества с устойчивым материальным циклом (2018) отмечается, что с 2000 г. наблюдался заметный прогресс в области увеличения производительности ресурсов, который, однако, затем остановился4.
4. Fundamental Plan for Establishing a Sound Material-Cycle Society. 2018. Ministry of the Environment, Japan. >>>> (accessed 25.10.2020). (In Jap.)
23 С начала XXI в. заметно стремление Японии отойти от строго экологической модели устойчивого развития к более всеохватывающему подходу, позволяющему увязать охрану экологической среды с экономическим ростом и социальными ценностями. Во всех уже упомянутых планах по созданию общества с устойчивым материальным циклом акцентируется важность изменения общества, образа действий людей.
24 Дело в том, что главным источником экологического следа — показателя, позволяющего оценить антропогенную нагрузку на окружающую среду, является повседневная жизнь людей. Это означает высокую зависимость этого индикатора от образа жизни и потребительского поведения всех граждан страны. На его величину и состав большое влияние оказывают социально-экономические факторы, уровень доходов, потребляемые продукты питания, товары и услуги, а также образующиеся отходы — все это становится частью экологического следа страны.
25 Особое внимание к преобразованиям такого рода четко видно и в последнем японском плане по защите окружающей среды, подготовленном в 2018 г.5. В преамбуле этого плана вновь акцентируется то, что японская культура основана на гармонии с природой и японцы ее тонко чувствуют благодаря длительному взаимодействию с ней. Именно таким образом возникли и японское традиционное искусство, и современная культура производства. Но вследствие зависимости от зарубежных ресурсов, урбанизации, быстро прогрессирующего старения и убыли населения взаимосвязь между людьми и природой и связи между людьми размываются, и традиционные сообщества все более теряются.
5. Outline of the Fifth Basic Environment Plan. >>>> (accessed 15.11.2020) (In Jap.)
26 В этой связи в Японии полагают, что для поддержания жизнеспособности страны на местах важно создавать разнообразные привлекательные региональные модели жизнедеятельности на базе использования уникальных местных отличительных особенностей. Для восстановления связи между людьми и природой и связей внутри местных сообществ в каждом регионе предполагают делать акцент на ценность местной природы. Так же, как в первых трех планах по созданию общества с устойчивым материальным циклом, подчеркивалась важность изменения поведения людей, во всех новых планах - по созданию общества с устойчивым материальным циклом, новом экологическом (2018), новом энергетическом (2018) - акцентируется важность перехода к устойчивому образу жизни и потребления.
27 В новом экологическом плане выделено 6 приоритетных стратегий, и почти все они, так или иначе, предполагают изменение образа жизни японцев. К числу основных направлений необходимых изменений относятся следующие.
28 Во-первых, поскольку в соответствии с Парижским соглашением Япония планировала к 2030 г. сократить выброс парниковых газов на 26% против уровня 2013 г. (а теперь намерена к 2050 г. выйти на нулевой уровень), надо переходить к энергосберегающим низкоуглеродным продуктам, услугам и деятельности, и именно в этом направлении менять потребительское поведение людей. В этой связи в стране уже с лета 2015 г., развивается национальная кампания «COOL CHOICE», нацеленная на стимулирование людей отдавать предпочтение низкоуглеродным продуктам и услугам - на то, чтобы люди переосмыслили индивидуальные привычки и ценностные ориентиры и делали более осознанный выбор.
29 Цель этой кампании — просвещение, и прежде всего, молодежи относительно опасности изменения климата и глобального потепления. В Японии любят анимэ, поэтому эту кампанию представляют два персонажа: Кими-но Има и Кими-но Мирай6. Первая (ее имя переводится как «твое настоящее») - безответственный персонаж, не заботящийся об окружающей среде. Она не выключает свет, часто не закрывает плотно холодильник и т.д. В противоположность ей — Кими-но Мирай («твое будущее») — из параллельного мира. Она делает более умный и экологичный выбор. В августе 2020 г. эти персонажи стали официальными символами Министерства окружающей среды.
6. Cool Choice Concept Movie. Ministry of the Environment. >>>> (accessed 10.12.2020)
30 В Японии не строят иллюзий относительно человеческой природы и подчеркивают, что для успеха кампании важно помочь людям связать глобальное потепление с их собственной жизнью, а также облегчить их свободу выбора, благодаря просветительской работе: рекламируя низкоуглеродные продукты (LED лампы, энергоэффективную аппаратуру), низкоуглеродные услуги; содействуя использованию общественного транспорта и драйв шеринга; и посредством кампаний COOL BIZ, WARM BIZ, ECO DRIVE пропагандируя низкоуглеродный образ жизни.
31 Меры, принимаемые Министерством по окружающей среде, разнообразны. Например, там решили ежедневно на один час отключать электричество в середине дня, в т.ч. чтобы напомнить об угрозе изменения климата. Обобщая, можно сказать, что в Японии нацелены на широкую пропаганду лозунга: «Действуй, думая о последствиях».
32 Во-вторых, крайне важно сокращать пищевые отходы. И сделать это можно разными способами. Например, сеть супермаркетов Сэйю всего за один год сократила количество непроданных пищевых товаров на 18% за счет более продуманной их закупки и предложения товаров с подходящим к концу, но еще не истекшим сроком хранения, своим сотрудникам.
33 В-третьих, предполагается строить низкоуглеродные и полезные для здоровья дома с нулевым потреблением энергии, распространять использование возобновляемых источников энергии, экономить энергию путем улучшения изоляционных свойств домов и использования высокоэффективного оборудования.
34 С 2020 г. в стране вводятся обязательные стандарты энергоэффективности для всех новых зданий и сооружений. Поощряется строительство не потребляющих электроэнергию домов. Несколько ранее, в 2017 г., японский Совет на науке разработал дорожные карты для продвижения к здоровому низкоуглеродному образу жизни, городам и зданиям, которые включают 4 основных направления: повышение мотивации для нового устойчивого низкоуглеродного образа жизни и потребительских предпочтений; разработка устойчивых низкоуглеродных городов и транспортных систем для стареющего общества; ускорение ввода низкоуглеродных жилых и прочих зданий, отвечающих требованиям сохранения здоровья людей и выработки зеленой энергии; содействовать распространению низкоуглеродных городов, зданий, транспортных систем во всех странах Азии.
35 В-четвертых, акцентируется необходимость пропагандировать важность хождения пешком, езды на велосипеде, что сократит выбросы углекислого газа и будет способствовать увеличению продолжительности жизни людей.
36 В-пятых, намечается содействие реформе стиля работы — распространение работы на дому. Это поможет и совершенствованию баланса между работой и домом: увеличит время для ухода за детьми и престарелыми, занятиями хобби и пр., а также будет способствовать и повышению производительности труда. Предполагается поддерживать эту реформу посредством визуализации экологических эффектов.
37 Трудно не согласиться с оценкой японских ученых, анализировавших японскую национальную и местную систему управления для достижения целей устойчивого развития (ЦУР), в том, что Япония имеет относительно хорошо структурированные «видение и постановку задач», «исследования и оценку ситуации» и «разработку стратегии», но сталкивается с проблемами в отношении «реализации» и «мониторинга, оценки и обзора» [12].
38 Действительно, сильной стороной японцев, с нашей точки зрения, является способность заранее предугадывать поворот событий - видеть назревающие проблемы еще до их появления, разрабатывать концепции и составлять планы. А реализация нередко тормозится бюрократическими процедурами и еще в большей степени тем, что до конца еще не осознана, и не только в Японии, необходимость холистического подхода.
39 С другой стороны, как подчеркивает немецкий профессор Рейнхард Лоске, специалист по устойчивому развитию и обществу, существует реальная опасность того, что устойчивое развитие рано или поздно превратится в технократическую концепцию, не учитывающую социальные и культурные аспекты: «Устойчивость - это больше, чем просто вычисление и определение лимитов и бюджетов (выбросов); это об общем видении, политических стратегиях, изменении образа жизни и новых социальных практиках» [2]. С нашей точки зрения, Япония как раз выбрала правильный путь.
40 ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА ЯПОНИИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
41 Правовая база для поддержки реализации ЦУР в Японии все еще отсутствует, но в мае 2016 г. был создан возглавляемый премьер-министром «Штаб по продвижению ЦУР», в который входят все члены кабинета министров с тем, чтобы «обеспечить общегосударственный подход к реализации Повестки дня на период до 2030 года»7. Кроме того, в рамках этого образования есть «Круглый стол по продвижению ЦУР», в работе которого принимают участие многие заинтересованные стороны, включая представителей частного сектора, научных кругов и неправительственных организаций. Заседания «круглого стола» координируются кабинетом министров и министерством иностранных дел8.
7. Japan’s Efforts for Achieving the SDGs. Creating a prosperous and vibrant future by seeking the SDGs. Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2020. >>>> (accessed 12.10.2020)

8. Japan's role in achieving the Sustainable Development Goals (SDGs) 2020. Ministry of Foreign Affairs. >>>> mofaj/gaiko/oda/sdgs/pdf/sdgs_gaiyou_202009.pdf (accessed 15.09.2020). (In Jap.)
42 В декабре того же года на основе обсуждений в рамках «круглого стола» согласованы «Руководящие принципы реализации ЦУР», которые в декабре 2019 г. были пересмотрены 9, что свидетельствует о весьма активной деятельности этого органа.
9. Japan’s Efforts for Achieving the SDGs. Creating a prosperous and vibrant future by seeking the SDGs. Ministry of Foreign Affairs of Japan. 2020. >>>> (accessed 12.10.2020)
43 В июне 2017 г. учреждены специальные ежегодные премии за достижения в области продвижения ЦУР. Право на их получение имеют все компании и организации, базирующиеся в Японии, которые прилагают заметные усилия для достижения ЦУР как на национальном, так и на международном уровне. Штаб-квартира по продвижению ЦУР определяет победителей на основании мнений широкого круга заинтересованных сторон, обладающих опытом в реализации ЦУР. Критериями отбора являются значительные достижения, универсальность, участие и интеграция, а также прозрачность и подотчетность, что является и основными принципами «руководства по реализации ЦУР».
44 К настоящему времени прошло три церемонии награждения. В 2019 г. главной премии, вручаемой премьер-министром, удостоилась Ассоциация торговой улицы Уомати (в Осака), решающая на местном уровне такие проблемы, как помощь бездомным, сокращение пищевых отходов, поддержка молодых предпринимателей и работающих матерей.
45 План действий по ЦУР принимается ежегодно в декабре, но может корректироваться в течение года. Характерно, что некоторые местные органы власти Японии начали включать ЦУР в свои планы и стратегии. Это совпало с запуском в 2018 г. проектов ЦУР по «Городам будущего», и уже в 2019 г. 29 органов местного самоуправления опубликовали свои собственные планы развития городов по ЦУР [12].
46 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЯПОНИИ
47 На современном этапе обращает на себя внимание, прежде всего, широкий подход Японии к пониманию устойчивого развития. Во многих основополагающих документах страны устойчивое развитие рассматривается в контексте реагирования на глобальные проблемы с учетом концепции безопасности человека (на ее включение в «Повестку дня в области устойчивого развития» настаивала именно Япония).
48 Путем переосмысления целей устойчивого развития с учетом своих национальных условий Япония определила для себя 8 приоритетных областей, которым следует уделить особое внимание. Это включает: расширение прав и возможностей всех людей; достижение хорошего здоровья и долголетия; создание рынков роста, возрождение сельских районов, содействие научно-технической и инновационной деятельности; устойчивое и жизнестойкое землепользование, содействие созданию качественной инфраструктуры; энергосбережение, возобновляемые источники энергии, меры противодействия изменению климата и общество с устойчивым материальным циклом; сохранение окружающей среды, включая биоразнообразие, защиту лесов и океана; создание мирного и безопасного общества; укрепление средств и механизмов для осуществления ЦУР 10. Для эффективных действий в этих областях в «Руководящих принципах по реализации ЦУР» Японии обозначено 140 конкретных мер, принятие которых необходимо как внутри страны, так и за рубежом.
10. Japan's Voluntary National Review Report on the implementation of the Sustainable Development Goals. SDGs Promotion Headquarters. July, 2017. Sustainable development goals. >>>> (accessed 25.10.2020).
49 Нельзя не заметить, что в этом перечне отсутствует такая, все еще крайне актуальная для Японии, проблема, как гендерное неравенство. Несмотря на то, что в стране реализовывался целый ряд программ, направленных на создание равных условий в обществе для обоих полов, и имеющийся прогресс (например, мэром Токио на второй срок подряд в 2020 г. избрана Юрико Коикэ), Япония отстает в этой сфере от других развитых стран.
50 В 2019 г. по индексу гендерного разрыва она занимала 121-е место среди 153 стран. Независимый международный фонд Bertelsmann дал Японии более высокие оценки за достижения в области реализации 4-й и 9-й целей устойчивого развития (качество образования и инновации) и более низкие за 5-ю цель — гендерное равенство11.
11. Japan's role in achieving the Sustainable Development Goals (SDGs) 2020. Ministry of Foreign Affairs. >>>> mofaj/gaiko/oda/sdgs/pdf/sdgs_gaiyou_202009.pdf (accessed 15.09.2020). (In Jap.)
51 В Японии полагают, что принятие мер, связанных с ЦУР, должно стать национальным движением, а для этого важно содействовать формированию ясного понимания сути ЦУР каждым японцем, тогда как пока информированность граждан относительно ЦУР все еще недостаточна. С этой целью под руководством Штаба по продвижению ЦУР в стране будет делаться все возможное для повышения уровня осведомленности общественности путем проведения информационных кампаний в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами. С целью воспитания у молодежи, которой предстоит возглавлять общество после 2030 г., компетенций будущих создателей устойчивых обществ и мировых лидеров, в Японии содействуют образованию в интересах устойчивого развития, поощряя получение знаний о ЦУР в школах, домохозяйствах, на рабочих местах и в местных сообществах.
52 Поскольку как деятельность предприятий, так и стиль жизни людей должны базироваться на принципе 3R, правительство, местные органы самоуправления и частные предприятия в тесной взаимосвязи способствуют формированию в обществе понимания принципа 3R, всеми способами распространяют эти знания. Помимо проходящего ежегодно в октябре «месячника продвижения 3R», создан веб-сайт с говорящим названием Re-Style, на котором в качестве прямого подхода к людям выбран слоган «Свяжем ограниченные ресурсы с будущим. Сейчас мы можем это сделать».
53 Этот сайт пропагандирует образ жизни, ориентированный на устойчивое развитие. Его основной целевой аудиторией является молодежь, поэтому чтобы увязать призыв к действиям для реализации принципа 3R с интересами молодого поколения, запустили новый контент, включающий песни, танцы, анимацию и видео. В сотрудничестве с различными компаниями и организациями сайт также проводит в супермаркетах и аптеках по всей Японии кампании под девизом «Выбирай! 3R». Возросло и количество предприятий-партнеров Re-Style, призывающих к действию в соответствии с новыми целями.
54 Важно, что меры, связанные с достижением устойчивого развития, предусмотрены во всех государственных планах и программах Японии последних лет.
55 УСИЛИЯ ЯПОНИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СФЕРЕ
56 Вероятно, ввиду того, что Японии первой довелось испытать настоящий экологический кризис, она прилагает много усилий для сокращения экологического ущерба и разработки стратегии устойчивого развития в планетарном масштабе.
57 Особенностью японской концепции устойчивого развития является акцентирование связи развития экономики с развитием человеческого потенциала и необходимости реализации идеи устойчивого развития во всем мире. Развитие, так или иначе, сопряжено с образованием отходов, и Япония активно делится своим опытом с развивающимися странами во избежание повторения ими ее печального опыта.
58 Япония была инициатором Киотского соглашения, которое для своего времени было несомненным шагом вперед по предотвращению антропогенного воздействия, ведущего к изменению климата. И теперь она играет ведущую роль в усилиях по противодействию глобальному потеплению. Как отмечает румынская исследовательница Флорин Бончу, устойчивое развитие на глобальном уровне рассматривается Японией как: разнообразное в решениях (каждая страна может иметь свои проблемы и отличные от других решения); связанное с надлежащим управлением, нацеленным на искоренение бедности и содействие либерализации и развитию торговли и инвестиций; основанное на программах соответствующих стран; подкрепленное опытом развитых стран, не понимаемым, однако, как замена собственных усилий каждой страны [13].
59 В феврале 2015 г. в Японии в качестве руководящего принципа осуществляемой страной иностранной помощи была принята Хартия сотрудничества в целях развития. В помощи развивающимся странам основной упор Япония делает на искоренение бедности, создание мирного и стабильного общества, разделяющего универсальные ценности, и «построение устойчивого международного сообщества на основе усилий по решению глобальных проблем»12. В 2016 г. на эти цели ей было затрачено около $17 млрд, но в Японии полагают, что помимо увеличения объема помощи, важно использовать этот механизм для достижения стратегических целей.
12. Japan's Voluntary National Review Report on the implementation of the Sustainable Development Goals. SDGs Promotion Headquarters. July, 2017. Sustainable development goals. >>>> (accessed 25.10.2020).
60 В разных странах осуществляются разные инициативы. В рамках диалога по вопросам политики в области устойчивого развития проводятся совместные рабочие совещания и осуществляется профессиональная подготовка кадров для зарубежных стран. Японский банк международного сотрудничества оказывал поддержку в разработке организационной структуры и развитии людских ресурсов в Индонезии, Филиппинах, Вьетнаме, Малайзии, Катаре.
61 В целях улучшения здоровья населения в развивающихся странах Азии и сохранения водной среды Япония помогает налаживать систему очистки сточных вод. В 2019 г. в Ханое было проведено уже 7-е совещание по этой проблеме для стран Азии.
62 Япония начала учитывать элементы ЦУР при оказании помощи при разработке национальных стратегий и руководящих принципов их осуществления. Она помогает развивающимся странам разрабатывать собственные системы реализации ЦУР и внутренние показатели для ЦУР. Так, Японское управление международного сотрудничества помогало индонезийскому правительству в определении национальных целей и показателей по ЦУР, составлении планов действий для достижения ЦУР и разработке механизма контроля и оценки ЦУР. Оно также оказало помощь в разработке плана действий для независимой международной НПО в Руанде «Центр по целям устойчивого развития в Африке», призванной активизировать усилия по достижению ЦУР в 54 африканских странах.
63 В партнерстве со странами и городами АСЕАН в Азии Япония осуществляет программу создания модельных экологически устойчивых городов, проводит семинары высокого уровня. К 2018 г. этой программой воспользовалось 15 городов. Они получали стартовые финансовые средства для реализации экспериментальных проектов, возможности для профессиональной подготовки и создания региональных сетей [14].
64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
65 Япония - страна, пережившая целый ряд радикальных трансформаций, в результате которых она превратилась и остается одним из ведущих игроков в мировом сообществе. Так было и в конце XIX в., когда после «открытия» страны под угрозой превращения в зависимую территорию она быстро пошла по пути индустриального развития и сама стала колониальной державой, и в середине XX в., когда продемонстрировала миру свое экономическое чудо, создав модель догоняющего развития, успешно показавшую себя и в целом ряде других стран.
66 Результаты проведенного исследования показывают, что японский путь устойчивого развития, отличаясь широким подходом, в первую очередь, характеризуется экологической ориентированностью, проявляющейся как в четком и строгом экологическом законодательстве (выполнение которого контролируется), разработке инновационных концепций, составлении и реализации планов по созданию экогородов, проведении общенациональных кампаний, связанных с проблемами окружающей среды, и т.д., так и в содействии формированию экологической ориентированности бизнеса и каждого члена общества, а также и в международном сотрудничестве.
67 В то же время в Японии делают акцент на создании общества нового типа, подчеркивая необходимость изменения стиля жизни, поведения всех людей планеты и на важности распространения передового опыта во всем мире, помощи менее развитым и бедным странам.
68 Основываясь на японском опыте распространения дифференцированного сбора бытовых отходов, начинавшегося с экспериментов в отдельных муниципалитетах, а теперь превратившегося в образ жизни всех жителей страны, можно полагать, что и в создании устойчивого общества Япония будет одним из первопроходцев. Следовательно, изучение японского опыта будет представлять огромный интерес.

Библиография

1.  Тихоцкая И.С. Япония: инновационный подход к управлению ТБО. Твердые бытовые отходы. 2007, № 2, с. 52-55.

2. Tikhotskaya I.S. 2007. Japan: The Innovative Approach to the Solid Waste Management. Solid Waste. № 2. (In Russ.)

3. Theories of Sustainable Development. Edited by Judith C. Enders and Moritz Remig. London and New York: Routledge. 2015.

4. Werhane P. Environmental Sustainability, New Jersey: Prentice-Hall. 2000.

5. Lippert I. Sustainable Development and Strategic Environmental Assessment. Brandenburg University of Technology, Cottbus. 19.11 2004. https://www.researchgate.net/publication/282756076_Sustainable_Development_and_Strategic_Environmental_Assess-ment?channel=doi&linkId=561b811c08ae044edbb3405a&showFulltext=true (accessed 07.09.2020)

6. Hodgson S. and Perdan S. Engineering, ethics and the environment. Professional Ethics Series. London: Routledge. 2002.

7. Commoner B. The Closing Circle: Nature, Man, and Technology. New York. 1971.

8. The Sustainable Development Agenda. SDG Report 2020. Sustainable development goals. https://www.un.org/sustainable development/development-agenda/ (accessed 26.10.2020)

9. Hesse S. 'Sustainability' in a Japanese way. Japan Times. 22.02.2009.

10. Тихоцкая И.С. Экономико-географические проблемы утилизации отходов в Японии: к обществу с устойчивым материальным циклом. Известия Российской академии наук. Серия географическая, 2010 № 4, с. 40-53.

11. Tikhotskaya I.S. 2010. Economic and geographical problems of waste disposal in Japan: towards a Sound Material Cycle Society. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Geographical Series. № 4. (In Russ.)

12. Fukue N. Getting to zero: the Japan town trying to recycle all its waste. 16.06.2019. PHYS ORG. https://phys.org/news/2019-06-japan-town-recycle.html/ (accessed 20.11.2020)

13. Тихоцкая И.С. Японская инновационная концепция рециклирования ресурсов. Вестник Московского университета. Серия 5: География, 2010, № 4, с. 61-66.

14. Tikhotskaya I.S. 2010. Japanese Innovative Concept of Resources Recycling. Moscow State University Vestnik. Series 5. Geography. № 4. (In Russ.)

15. Morita K., Okitasari M. & Masuda H. Analysis of national and local governance systems to achieve the sustainable development goals: case studies of Japan and Indonesia. Sustainable Science. 2020. Vol.15. Springer.https://doi.org/10.1007/s11625-019-00739-z (accessed 10.11.2020)

16. Bonciu F. The Japanese Concept of Sustainable Development at a Global Level. Romanian Economic and Business Review, Romanian-American University. 2007. Vol. 2. No. 2.

17. Wei Chin (Shom) Teoh, Ridronachai Warungkarasami, Toshizo Maeda, Duangchai Paungkaew. ASEAN ESC Model Cities Year 3 (2016/17) Completion Report. Institute for Global Environmental Strategies. April 2018. https://www.iges.or.jp/en/pub/asean-esc-model-cities-year-3-201617/en (accessed 30.10.2020)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести