Идеи афро-азиатской солидарности и реалии XXI века
Идеи афро-азиатской солидарности и реалии XXI века
Аннотация
Код статьи
S032150750014365-3-1
Тип публикации
Разное
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бакланов Андрей Глебович 
Должность: вице-президент
Аффилиация: Российский комитет солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки (РКССАА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
аль-Вахейши Ахмед Салем
Должность: Чрезвычайный и Полномочный Посол Йеменской Республики в Российской Федерации, член Президиума Йеменского комитета солидарности с народами Азии и Африки
Аффилиация: Посольство Йеменской Республики в Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
78-80
Аннотация

  

Классификатор
Дата публикации
28.03.2021
Всего подписок
23
Всего просмотров
1730
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Сегодня мир переживает полосу тяжелых испытаний - пандемия коронавируса угрожает здоровью и жизни миллионов людей. Уроки этого кризисного развития - весьма поучительны.
2 Стало очевидно, что опасности заражения подвержены и страны «золотого миллиарда», и 6 миллиардов более «отсталого» населения других государств мира. Победить пандемию можно только в том случае, если помощь придет населению всех стран мира, иначе вспышки вируса будут то здесь, то там, и их все новые разновидности будут «кочевать» по планете. В этих условиях не случайно растет интерес к идеям, соединяющим людей, призывающим к проявлению взаимного понимания, сочувствия и помощи, к выправлению дисбалансов, преодолению неравенства и несправедливости как внутри каждого государства, так и между различными странами и народами. К таким идеям относится призыв к проявлению солидарности со странами Азии и Африки.
3 Движение афро-азиатской солидарности возникло в 50-е годы ХХ века, когда под давлением национально-освободительного движения начала рушиться одиозная система колониализма. Прежде всего, начали объединяться сами народы этих континентов, которые все более осознавали тот факт, что совместными усилиями, объединившись, будет легче добиваться осуществления требования равенства всех стран и народов - в политике, экономике, торговле, финансах, в социальной сфере.
4 В апреле 1955 года в индонезийском городе Бандунг прошла конференция руководителей 29 стран Азии и Африки, на которой была разработана четкая программа действий по продвижению интересов освободившихся стран в мире.
5 В конце декабря 1957 года в Каире была создана Организация солидарности народов Азии и Африки, отделения которой были сформированы в более чем 80 странах мира, в том числе и в СССР.
6 В 1961 году на встрече в Белграде представители государств Азии, Африки и Латинской Америки заявили о создании Движения неприсоединения, которое на практике означало, что народы этих стран не хотят участвовать в военном противостоянии Восток - Запад и намерены сосредоточить все свои усилия на собственном развитии и укреплении дружбы и сотрудничества между народами. Надо сказать, что СССР, КНР, арабские страны, включая Йемен, страны Восточной Европы поддержали это движение.
7 Интересно и другое - наиболее дальновидные деятели государств Запада также выступили в поддержку курса на «выправление» дисбалансов и элементов неравноправия в международных отношениях, торгово-экономических, финансовых и инвестиционных связях.
8 Так, канцлер ФРГ Вилли Брандт в течение ряда лет возглавлял международную комиссию «Север-Юг», которая в 1980 году выработала рекомендации по преобразованию на более сбалансированной платформе торгово-экономических отношений между афро-азиатскими странами и странами Запада.
9 В.Брандт предупреждал, что сохранение неоколониальной, неравноправной в отношении стран Азии и Африки модели международных экономических отношений неизбежно будет порождать конфликты, торговые войны. Он предложил создать новый, более справедливый, учитывающий интересы всех групп стран, политический и экономический миропорядок. К сожалению, переговорный процесс, начало которому положил В.Брандт, был в дальнейшем приостановлен и не дал желаемых результатов.
10 В 1987 была предпринята новая попытка выработать концепцию «общего будущего» на путях признания необходимости оказания масштабной помощи странам Азии и Африки.
11 Комиссия ООН, которую возглавляла Гру Харлем Брундтланд, разработала концепцию «устойчивого развития». Эта концепция получила название «Наше общее будущее». Однако и на этот раз результаты были очень далеки от тех, на которые рассчитывали авторы доклада.
12 Вместе с тем, идеи солидарности с народами Азии и Африки сыграли большую роль в вопросах деколонизации, оказания содействия национально-освободительным движениям, в том числе на юге Африки.
13 Представители афро-азиатских стран вошли в качестве непостоянных членов в расширенный состав Совета Безопасности ООН. Однако следует признать, что движение афро-азиатской солидарности, как и Движение неприсоединения, по своему составу и основным направлениям деятельности были сориентированы на реалии того времени.
14 После крушения СССР, распада системы социализма, структуры этих движений пережили период резкого снижения активности, они в течение ряда лет не могли найти адекватные варианты адаптации к новым условиям. Сегодня мы ощущаем необходимость вдохнуть новое дыхание в движение солидарности.
15 Роль Африки и Азии в мире, в международной экономике растет. Экономика африканских стран развивается темпами, в два раза превышающими общемировые показатели. Индия, ряд других азиатских стран осуществляют подлинный прорыв в сфере передовых технологий. И Азия, и Африка сделали всё возможное для решения проблем окружающей среды.
16

17 Фото. Встреча президента Российского комитета солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки И.М.-С. Умаханова и вице-президента РКССАА А.Г. Бакланова с членом президиума Йеменского комитета солидарности с народами Азии и Африки, посла Йеменской Республики в Российской Федерации А. аль-Вахейши (второй справа). Москва, 19 февраля 2021 г. Источник: council.gov.ru
18 Однако пока все еще широкое распространение имеют идеи превосходства стран Запада, примата западных ценностей, западного образа жизни. Афро-азиатские страны воспринимаются как «ученики», которым следует еще только учиться азам демократии и ведения государственных дел. Этот подход в ряде случаев подкрепляется силовыми действиями, свержением законных правительств, вмешательством во внутренние дела других стран, созданием незаконных военизированных формирований.
19 Трагические события в Йемене, Ираке и Ливии - наглядные примеры такой политики. В этих условиях нужна солидарная защита народами афро-азиатских государств своих историко-культурных и этно-конфессиональных ценностей и традиций. Важно обеспечить поддержку стремления афро-азиатских народов к самостоятельному развитию со стороны как можно большего числа других стран, здравомыслящих людей, живущих на разных континентах, столкнувшихся с глобальными угрозами, такими как изменение климата.
20 Восстановление динамики и укрепление влияния идей солидарности нужно начать, по-видимому, с разработки реалистичной платформы самого движения, определения ценностей и целей, вокруг которых могло бы формироваться содружество единомышленников. Определенные шаги в этом направлении были сделаны в ходе работы Конгрессов Организации солидарности народов Азии и Африки, которые были проведены в последние годы в Марокко (2016 и 2018 гг.) и в Египте (2019 г.). Работа здесь пока не завершена, однако уже имеется общее понимание тех положений, которые должны быть положены в основу платформы действий.
21 Так, большинство участников движения афро-азиатской солидарности высказываются за то, чтобы в будущем объединяющем позиционном документе было подтверждено историческое значение героической борьбы народов Азии и Африки за свою независимость.
22 Победу над колониализмом необходимо признать достижением всего человечества, которое должно получить свое дальнейшее развитие в виде обеспечения права афро-азиатских стран на более сбалансированный международный экономический, финансовый порядок и устойчивое развитие.
23 Сегодня людям нужно указать не только пути гармонизации и перевода на более честные, справедливые принципы взаимодействия государств и народов, но и поднять на авторитетную высоту жизненные кредо политических и общественных деятелей - символов борьбы за свободу, достижение согласия между людьми, отказа от ненависти и воинственной риторики. Такими символами солидарности народов могли бы, в частности, быть Нельсон Мандела, Хосе де Сан Мартин, Ясир Арафат, Махатма Ганди.
24 Было бы очень важно восстановить крупные, авторитетные площадки общения сторонников афро-азиатской солидарности, в том числе деятелей культуры. В свое время одной из таких площадок был Ташкентский кинофестиваль, проводившийся под эгидой движения афро-азиатской солидарности. Подобного рода встречи деятелей кинематографии двух континентов нужно было бы возобновить. Должны быть приняты согласованные меры по снижению уровня зависимости афро-азиатских стран от информационных агентств и сетей транснациональных компаний.
25 Большие возможности для авторитетного, в том числе и на самом высоком уровне, продвижения идей солидарности открываются в связи с планируемым проведением по инициативе российской стороны крупных международных форумов. Это относится, в частности, к планируемой в мае 2022 года в Санкт-Петербурге Всемирной конференции по межрелигиозному и межэтническому диалогу.
26 Это - самый масштабный такого рода форум. Он проводится по инициативе Межпарламентского союза под эгидой Организации Объединенных Наций. На него будут приглашены руководители всех стран мира, крупные общественные, политические деятели, представители всех важнейших конфессий мира.
27 Идеи солидарности займут, как планируется, одно из центральных мест в ходе разнообразных по своему формату мероприятий в рамках Всемирной конференции. Мнение представителей движения афро-азиатской солидарности будет, без сомнения, учтено в ходе подготовки и проведения Конференции.
28 В этом контексте важно отметить, что практическую координацию работы по подготовке Конференции будет осуществлять вице-президент Организации солидарности народов Азии и Африки, президент Российского комитета солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки (РКССАА) Ильяс Магомед-Саламович Умаханов.
29 В марте 2021 года он был назначен Специальным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с международными организациями по вопросам подготовки и проведения Всемирной конференции по межрелигиозному и межэтническому диалогу.
30 Также большие возможности для продвижения идей солидарности предоставляет проведение в 2022 году Второго саммита «Россия - Африка» и российско-африканского делового форума, который на этот раз пройдет в одной из стран Африканского континента. И в этом случае у движения солидарности имеются представители в структурах, непосредственно готовящих эти мероприятия.
31 В ходе подготовки и проведения указанных мероприятий и на других площадках будут продвигаться идеи солидарности в увязке с отстаиванием принципов Организации Объединенных Наций, традиционных моральных ценностей - общественных, семейных, этно-конфессиональных.
32 Планируется, что в результате всей этой работы могут сложиться предпосылки для формирования нового по своим масштабам и задачам движения солидарности. Движение включится в борьбу за новый международный экономический, информационный и политический порядок, создание климата доверия, взаимного уважения и сотрудничества представителей всех стран и народов, этно-конфессиональных групп.
33 По-видимому, нужно разработать новый, объединительный программный документ, который даст четкие ориентиры движению солидарности. Это мог бы быть, скажем, «Манифест солидарности и справедливости XXI века» - современный аналог «Декларации о содействии всеобщему миру и сотрудничеству», которая была принята в Бандунге в 1955 году.
34 Конечно, особую роль здесь может сыграть Россия, ее общественные и экспертные сообщества в поддержке развивающихся обществ, включая государства Азии и Африки. России во все времена была свойственна моральная, дружественная линия в отношении других народов, в том числе Востока. Россия не имела колоний, она инициировала принятие в 1960 году Генеральной Ассамблеей ООН исторической Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам и создании Комитета ООН по деколонизации («Комитет 24»).
35 Сегодня Россия вновь протягивает руку народам Африки, Азии, арабских государств. В работе по продвижению идей солидарности и формированию новых, более современных структур для поддержания диалога и сотрудничества на этом направлении Россия может рассчитывать на поддержку многих афро-азиатских стран. Это в полной мере относится и к Йемену.
36 Йемен, который переживает непростой период своей истории в достижении мира и возвращении к гражданскому государству, знает цену дружбы, сотрудничества, взаимной помощи.
37 Йеменский комитет солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки готов сегодня совместно с Российским комитетом солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки способствовать формированию инициативной группы для подготовки конкретных предложений по продвижению идей солидарности во имя создания более справедливой, устойчивой системы мироустройства ХХI века.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести