ОИФНВопросы языкознания Voprosy Jazykoznanija

  • ISSN (Print) 0373-658X
  • ISSN (Online) 3034-5243

ОСЕТИНСКИЙ КАК ЯЗЫК С ДВУХПАДЕЖНОЙ СИСТЕМОЙ: ГРУППОВАЯ ФЛЕКСИЯ И ДРУГИЕ ПАРАДОКСЫ ПАДЕЖНОГО МАРКИРОВАНИЯ

Код статьи
S0373-658X0000339-5-1
DOI
10.7868/SX0000339-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск № 6
Страницы
31-65
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые проблемные случаи падежного маркирования в осетинском языке: групповая флексия, управление предлога æнæ ‘без’, дифференцированное маркирование прямого дополнения, употребление форм местоимения кæрæдзи ‘друг друга’ в иронскомдиалекте в позиции посессора и прямого объекта. Показано, что выбор падежа в этих конструкциях определяется структурой парадигмы зависимой лексемы. Для объяснения распределениясловоформ в этих синтаксическим контекстах предлагается разделить падеж в осетинском языкена две категории: «морфологический падеж» (МП), приписываемый словоформам, который состоит всего из двух граммем, ректуса и обликвуса, и «групповой падеж» (ГП), приписываемыйименным группам, к которому относятся все традиционно выделяемые косвенные падежи. МПсоответствует категории падежа в языках, не допускающих групповой флексии, например врусском и латинском, ГП – падежным граммемам, допускающим групповое оформление, как,например, в тюркских языках. Сосуществование двух таких категорий в пределах одного языкаможет свидетельствовать о том, что их следует различать и в типологической перспективе. Данные осетинского языка сопоставляются с аналогичными явлениями в других языках: восточноармянском, индо-арийских, калмыцком, тохарском А. Анализ формализуется в терминах лексикофункциональной грамматики.
Ключевые слова
морфология, падеж, групповая флексия, парадигма, лексико-функциональная грамматика, осетинский язык
Дата публикации
09.11.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
1
Всего просмотров
507

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека