ХВОСТ И ГРИВА КОНСКОЙ ФИГУРКИ ИЗ РОСТОВКИ
ХВОСТ И ГРИВА КОНСКОЙ ФИГУРКИ ИЗ РОСТОВКИ
Аннотация
Код статьи
S0869-60630000375-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
5-13
Аннотация
The article is devoted to the analysis of the knife's pommel from the Seima-Turbino burial ground Rostovka near Omsk. The phenomenon of metallurgy of Seima-Turbino communities changed dramatically the technological standards of bronze casting industry of the North Eurasia at the end of the 3 rd millennium - first centuries of the 2 nd millennium BC. But the problem of ethnical and linguistic affiliation has not been solved yet. The author suggests the existence of an Indo-Aryan component in the Seima-Turbino groupings. The evidence of such substrate is the informative meanings of the sculptural mise en scene of the knife from Ros-tovka. The parallels are drawn between the ornamentation of the tail and the mane of the horse from Rostovka on one hand and the mix of a Vedic source and a Mitanni image on the other hand. The meaning of the composition with a skier pulled by the horse correlates with the Ashvamedha.
Ключевые слова
ашвамедха, жертвоприношение, индоарии, Митанни, могильник Ростовка, сейминско-турбинские металлурги
Классификатор
Дата публикации
01.01.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
467
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов // Древний Восток и античный мир. Сб. статей, посвящённый проф. В.И. Авдиеву / Ред. В.И. Кузищин. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 26 –37.
  2. Аванесова Н.А. Анималистические находки эпохи бронзы Зеравшанской долины // Археология Южной Сибири: К 80-летию Я.А. Шера. Вып. 25 / Ред. Л.Н. Ермоленко. Кемерово: РИО КемГУ, 2011. С. 111–120.
  3. Атхарваведа (Шаунака): в 3 т. / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я. Елизаренковой. М.: Вост. лит., 2007. Т. 2. Кн. VIII–XII. 293 с.
  4. Баланин В.И., Вилль А.В., Вилль Э.В., Жигачев А.И., Лукьянова И.С., Манжола А.П., Семенов Б.С., Хохрин С.Н. Все о лошади / Ред. А.И. Жигачев. СПб.: ГИПК “Лениздат”, 1996. 524 с.
  5. Барроу Т. Санскрит. М.: Прогресс, 1976. 411 с.
  6. Вильхельм Г. Древний народ хурриты. Очерки истории и культуры. М.: Глав. ред. вост. лит., 1992. 157 с.
  7. Врангель К.Г. Книга о лошади. Настольная книга для каждаго владельца и любителя лошади. СПб: Издание Ф.В. Щепанскаго. Невский пр. 34., 1898. Том II. 668 с.
  8. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы: реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и пракультуры. Тбилиси: Изд-во Тбил. ГУ, 1984. Т. I, II. 1328 с.
  9. Гиоргадзе Г.Г. A. Kammenhuber, Die Arier im Vordern Orient, Heidelburg, 1968, 295 стр. // ВДИ. 1971. № 1. С. 120–123.
  10. Гиндин Л.А. Некоторые ареальные характеристики хеттского. I // Этимология. 1970 / Ред. О.Н. Трубачев. М.: Наука, 1972. С. 272–321.
  11. Гиндин Л.А. Некоторые ареальные характеристики хеттского. II (К балкано-хетто-лувийским изоглоссам в преданатолийский период) // Этимология. 1972 / Ред. О.Н. Трубачев. M.: Наука, I974. С. 149–159.
  12. Гладенко В.К. Книга о лошади. М.: РИА “ИМ-Информ”, 1999. 368 с.
  13. Дарчиев А.В. Детство героев: Индра и Батраз (Нартский эпос) // Б.А. Калоев и проблемы современного кавказоведения / Ред. З.В. Канукова. Владикавказ: Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. им. В.И. Абаева, 2006. С. 201–223.
  14. Дьяконов И.М. Арийцы на Ближнем Востоке: конец мифа (к методике исследования исчезнувших языков) // ВДИ. 1970. № 4. С. 39–63.
  15. Дьяконов И.М. Прародина индоевропейцев (По поводу книги Е.Е. Кузьминой “Откуда пришли индоарии?”. М., 1994) // ВДИ. 1995. № 1. С. 123–130.
  16. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Глав. ред. вост. лит., 1986. 235 с.
  17. Елизаренкова Т.Я. Аорист в “Ригведе”. М.: Изд-во вост. лит., 1960. 152 с.
  18. Елизаренкова Т.Я. “Ригведа” – великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы. I–IV. Приложения / Ред. П.А. Гринцер. М.: Наука, 1989. С. 426–543.
  19. Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы // Ригведа. Мандалы V–VIII. Изд. втор., испр. Приложения / Ред. П.А. Гринцер. М.: Наука, 1999а. С. 452–486.
  20. Елизаренкова Т.Я. Примечания // Ригведа. Мандалы. IX–X. Приложения / Ред. П.А. Гринцер. М.: Наука, 1999б. С. 354–550.
  21. Елизаренкова Т.Я. Комментарий // Атхарваведа (Шаунака): в 3 т. / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я. Елизаренковой М.: Вост. лит., 2007. Т. 2. Кн. VIII–XII. С. 205–280.
  22. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Трита в колодце: ведийский вариант архаичной схемы // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике Т. 3: Индийские и иранские языки. Кн. 2. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 168–171.
  23. Иванов Вяч. Вс. Опыт истолкования ритуальных и мифологических терминов, образованных от aśva – конь (жертвоприношение коня и дерево aśvattha в древней Индии) // Проблемы истории языков и культуры народов Индии / Ред. Г.А. Зограф, В.Н. Топоров. М.: Глав. ред. вост. лит., 1974. С. 75–138.
  24. Иванов Вяч. Вс. Ритуальное сожжение конского черепа и колеса в Полесье и его индоевропейские параллели // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы / Ред. Н.И. Толстой. М.: Наука, 1989. С. 79–87.
  25. Иванов Вяч. Вс. Хеттский язык. 2-е изд., испр. и доп. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 296 с.
  26. Кирюшин Ю.Ф., Шульга П.И., Грушин С.П. Случайные находки бронзовых предметов в северо-западных предгорьях Алтая // Алтай в системе металлургических провинций бронзового века: сб. науч. трудов / Ред. С.П. Грушин. Барнаул: Изд-во Алтайского ГУ, 2006. С. 45–53.
  27. Ковалевская В.Б. Конь и всадник: история одомашнивания лошадей в евразийских степях, на Кавказе и Ближнем Востоке. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: КомКнига, 2010. 160 с.
  28. Ковтун И.В. Древнейшее скульптурное изображение лошадиных “причёсок” в Северной и Центральной  Азии // Тропою тысячелетий: К юбилею М.А. Дэвлет / Ред. Д.Г. Савинов, О.С. Советова. Тр. САИПИ. Вып. IV. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. С. 139–143.
  29. Ковтун И.В. Предыстория индоарийской мифологии. Кемерово: Азия-Принт, 2013. 702 с.
  30. Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света // Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура) / Ред. Б.Г. Гафуров и Б.А. Литвинский. М.: Наука, 1977. С. 28–52.
  31. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М.: Рос. ин-т культурологии РАН и МК РФ, 1994. 464 с.
  32. Кузьмина Е.Е. Арии – путь на юг. М. СПб.: Летний сад, 2008. 558 с.
  33. Лелеков Л.А. Проблема индоиранских аналогий к явлениям скифской культуры // Скифо-сибирское культурно-историческое единство / Ред. А.И. Мартынов. Кемерово, 1980. С. 118–125.
  34. Маламуд Ш. Пути ножа. Заметки о разделке жертвы в ведийском жертвоприношении // Маламуд Шарль. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии. М.: Вост. лит., 2005. С. 237–251.
  35. Массон В.М. Древние цивилизации Востока и степные племена в свете данных археологии // STRATUM plus. 1999. № 2. С. 265–285.
  36. Махабхарата. Книга четырнадцатая. Ашвамедхикапарва, или книга о жертвоприношении коня / Ред. И.М. Стеблин-Каменский. СПб.: Наука, 2003. 308 с.
  37. Невелева С.Л. Эпическая ашвамедха // Махабхарата. Книга четырнадцатая. Ашвамедхикапарва, или книга о жертвоприношении коня / Ред. И.М. Стеблин-Каменский. СПб.: Наука, 2003. С.196–213.
  38. Нефёдкин А.К. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI–I вв. до н.э.). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. 528 с.
  39. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2002. 336 с.
  40. Ригведа. Мандалы I–IV / Ред. П.А. Гринцер. М.: Наука, 1989. 767 с.
  41. Ригведа. Мандалы IX–X / Ред. П.А. Гринцер. М.: Наука, 1999. 559 с.
  42. Топоров В.Н. Трита // Мифы народов мира / Ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 2. С. 525–526.
  43. Топоров В.Н. Из индоевропейской этимологии. VI (1–2) // Этимология. 1997–1999 / Ред. Ж.Ж. Варбот. М.: Наука, 2000. С. 172–185.
  44. Топоров В.Н. Авест. Θrita, Θraētaona, др.-инд. Trita и др. и их индоевропейские истоки // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 2. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 479–504.
  45. Упанишады в 3-х книгах. Брихадараньяка Упанишада / Ред. Т.Я. Елизаренкова. Кн. 1. М.: Глав. ред. вост. лит.; Научн.-изд. центр “Ладомир”, 1992. 239 с.
  46. Урусов С.П. Книга о лошади. Настольная книга для каждаго коннозаводчика, коневода, коневладельца и любителя лошади. Третье, значительно дополненное и исправленное, издание. Т. I. СПб.: Русское Книжное Товарищество “Деятель”, 1911. 744 с.
  47. Хелимский Е.А. Южные соседи финно-угров: иранцы или исчезнувшая ветвь ариев (“арии-андроновцы”)? // Хелимский Е.А. Компаративистика, уралистика: Лекции и статьи. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 502–510.
  48. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. 269 с.
  49. Шер Я.А. Первобытное искусство: учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. 351 с.
  50. Шефер М. Язык лошадей. Образ жизни, поведение, формы общения. М.: ООО “Аквариум-Принт”, 2004. 336 с.
  51. Шомахмадов С.Х. Учение о царской власти (Теории имперского правления в буддизме). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 272 с.
  52. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий. Изд. 2-е. М.: Академический Проект, 2009. 622 с.
  53. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М.: Глав. ред. вост. лит., 1980. 231 с.
  54. Bobomulloev S. Ein bronzezeitliches Grad aus Zardca Chalifa bei Pentzikent (Zeravsan-Tal) // AMIT. 1997. Bd. 29. S. 121–134.
  55. Bryant E. The Quest for the Origins of Vedic Culture. The Indo-Aryan Migration Debate. Oxford: University Press, 2001. 387 p.
  56. Lamberg-Karlovsky C.C. Archaeology and Language. The Indo-Iranians // Current Anthropology. February 2002. V. 43. № 1. P. 63–88.
  57. Littauer M.A., Crouwel J.H. Wheeled Vehicles and Ridden Animals in the Ancient Near East Leiden. Köln, 1979. (Handbuch der Orientalistik. Abt. 7. Bd. 1. L. 1). 186 p.
  58. The Satapatha-Brâhmana. According to the text of the Mâdhyandina school. Transl. J. Eggeling. Part V. Books XI, XII, XIII, and XIV. Oxford: At the clarendon press, 1900 (The sacred books of the east / Ed. F. Max Müller. Vol. XLIV). 596 + 8 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести