Место эмиссионного права в системе учебного материала
Место эмиссионного права в системе учебного материала
Аннотация
Код статьи
S102694520025192-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бельский Константин Степанович 
Должность: Профессор Российского государственного университета правосудия
Аффилиация: Российский государственный университет правосудия
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
192-202
Аннотация

В статье анализируется денежная система, образующие ее нормы эмиссионного права, освещаются институты эмиссионного права, образующие подотрасль финансового права. Автором эмиссионное право как подотрасль финансового права показано в более широких границах, приемлемых как для учебного материала, так и для понимания студентами.

Ключевые слова
деньги, эмиссия, эмиссионное право, нормы права, денежное обращение, ценные бумаги, валюта
Классификатор
Получено
22.02.2023
Дата публикации
29.06.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
364
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В 2022 г. вышел в свет учебник финансового права, подготовленный кафедрой финансового права Российского государственного университета правосудия, на обложке которого можно было увидеть фамилии двух редакторов – проф. К.С. Бельского и доц. С.С. Тропской. К сожалению, по независящим от меня причинам я не смог прочитать весь учебник перед его отправкой в издательство. Но я принял участие как один из его авторов, и мой материал об эмиссионном праве, к сожалению, далеко не полный, был опубликован в Особенной части учебника в первом разделе. В этой статье хотелось бы показать эмиссионное право как подотрасль финансового права в более широких границах, приемлемых как для учебного материала, так и для понимания студентами.
2 Глава 1. Денежная система Российской Федерации, место в ней эмиссионного права
3 Элементы денежной системы. Денежная система есть исторически сложившаяся форма эмиссии денежных знаков и организации денежного обращения в данной стране, закрепленная нормами эмиссионного права. К элементам денежной системы относятся: денежная единица; виды денежных знаков, являющиеся законным платежным средством; нормы эмиссионного права, закрепляющие на каждом денежном знаке посредством цифровой системы и авторитета государства меру стоимости, что создает условия для приобретения товаров и услуг по их цене; эмитент – Центральный банк РФ (далее – Банк России); порядок эмиссии денег, т.е. изготовление каждого денежного знака из особого материала; денежное обращение.
4 Элементы денежной системы Российской Федерации регламентируются нормами эмиссионного права, содержащимися в ст. 75 Конституции РФ в ст. 75, в Федеральном законе от 10 июня 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 (далее – Федеральный закон о Банке России), в ст. 317 ГК РФ2.
1. См.: СЗ РФ. 2002. № 28, ст. 2790.

2. См.: СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
5 Таким образом, можно сказать, что основу денежной системы образуют четыре элемента: деньги, нормы эмиссионного права, эмитент – Банк России, денежное обращение.
6 § 1. Деньги как эмиссионно-правовая категория
7 Деньги – универсальный эквивалент, представляющий собой синтез меновой стоимости и эмиссионного права, обеспечивающий их обмен на любой другой товар в процессе торгового обмена. Определений денег много, и по точности они все относительны. Представителями полноценных денег выступают денежные знаки, находящиеся в обращении и в сбережениях, используемые в виде монет и бумажных денег. Вначале их стоимость была обеспечена золотом, но в XX в. группа экономистов и финансистов, в том числе из России, пришла к выводу, что денежное обращение в государстве может быть успешным в условиях выведения стоимости денег не из золота, а непосредственно из стоимости товаров3.
3. См.: Современные банковские технологии: теоретические основы и практика / под ред. Л.Н. Красавиной. М., 2005.
8 Экономика и финансовое хозяйство Западной Европы уже с середины XX в., а в нашей стране с 1992 г. стали обходиться без золота в эмиссии денег и денежном обращении. Норма эмиссионного права, содержащаяся в ст. 28 Федерального закона о Банке России, указывает, что «официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается». С помощью норм эмиссионного права государство устанавливает стоимостную силу денежных знаков и для этого определяет их виды. В Российской Федерации в обращении находятся бумажные деньги – банковские билеты достоинством в 50, 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000 руб. и металлическая монета. Установление стоимостной силы каждого денежного знака – это черта, характеризующая денежный знак как эмиссионно-правовую категорию. Указание на стоимость государство осуществляет путем обозначения на каждом денежном знаке, бумажном или металлическом, числа денежных единиц. Не лишне повторить, что подобное обозначение помогает определить цену любого товара и приобрести его.
9 Функции денег и их связь с финансовым правом. Раскрывая природу денег как финансово-правовой категории, нельзя не сказать о функциях денег, так как они связаны с нормами права вообще и с нормами финансового права в частности.
10 Деньги выполняют в первую очередь функцию меры стоимости, которая закрепляется нормами эмиссионного права в денежных знаках и становится их ценой. Функция денег как меры стоимости – предварительное условие для участников рыночной экономики, где главные стороны – продавцы и покупатели. Деньги выполняют функцию средства платежа при погашении долговых обязательств. Например, уплата налога прекращает долговое обязательство гражданина перед государством, которое предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
11 Деньги выполняют важную функцию накопления, когда временно прекращают свое обращение или движение и преобразовываются в своеобразный страховой фонд: бюджетный, внебюджетный, частный. Бюджетные и внебюджетные фонды работают на основе норм бюджетного права. К фондам относятся денежные средства государственных организаций, находящиеся на банковских счетах в банке4.
4. См.: Смайльс С. Бережливость. СПб., 1896.
12 Деньги при реализации товаров на рынке выполняют функцию средства обращения как посредник при их обмене.
13 В конечном счете «работа» всех функций денег сводится к обеспечению и организации денежного обращения во всех формах. Все другие функции дополняют и совершенствуют процесс денежного обращения5.
5. См.: Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т. XII. Политическая экономия. М., 1911. С. 119, 120.
14 § 2. Нормы эмиссионного права, их особенности, направленность и правоприменение
15 О нормах эмиссионного права не говорилось в юридической литературе. Их не анализировали ни в теории права, ни в науке финансового права, хотя понятие «эмиссионное право» всплывало время от времени в финансово-правовой литературе. Но оно как-то «глохло», исчезало, не раскрывалось. А ведь эти нормы образуют на самом деле подотрасль финансового права и дополняют его систему, более того – образуют фундамент системы финансового права. Эмиссионное право – это самостоятельное, юридически автономное подразделение финансового права, состоящее из компактной, но достаточно широкой системы взаимосвязанных, распределенных по институтам норм. Данные нормы регулируют специфический вид общественных отношений, а именно денежных отношений.
16 Но, прежде чем анализировать нормы эмиссионного права и характеризовать их особенности, посмотрим для примера на ряд таких норм, как сохраняющих юридическую силу, так и устаревших, но отчетливо и кратко сформулированных.
17 Первый пример. Последние годы XIX в. в России, когда министром финансов С.Ю. Витте была проведена денежная реформа, и был установлен золотой монометаллизм, Указом Министерства финансов от 14 ноября 1897 г. предписывалось, что «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы»6. Данная норма есть классическая норма эмиссионного права.
6. См.: ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 7. № 38509.
18 Второй пример. В Федеральном законе о Банке России говорится, что «целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля.., обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы» (ст. 3 гл. 1).
19 Познакомимся с нормами эмиссионного права, содержащимися в подзаконных актах, изданных Банком России. Процитируем ст. 7 Указания от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»: «Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем»7.
7. См.: Вестник Банка России. 2014. № 46.
20 С одной стороны, проиллюстрированные нормы эмиссионного права характеризуются общими чертами. Это: 1) правила поведения, которые направляют действия людей, а также организаций – юридических лиц; 2) правила поведения предписывающего, запрещающего и разрешающего характера; 3) нормы права, исходящие от государства; 4) нормы эмиссионного права, отличающиеся формально точностью и детализированностью.
21 Обобщая приведенные примеры норм эмиссионного права, изданных на разных правовых уровнях, и фиксируя сходные черты, назовем особенности этих норм.
22 Первая особенность норм эмиссионного права состоит в том, что эти нормы провозглашают и доказывают юридическую природу денег. Деньги не только представляют собой особый товар, способный обмениваться на все другие товары и характеризовать себя как экономическую категорию. Государство, создавая денежную систему, устанавливает денежную единицу, определяет ее наименование и соответствующий облик денег, устанавливает их платежную силу. На протяжении почти четырех тысячелетий (с VIII в. до н.э.) деньги работают не только на экономической основе, но также как творение государства, применяющего нормы эмиссионного права8.
8. См.: Кнапп Г.Ф. Государственная теория денег. Одесса, 1913. С. 43.
23 Вторая особенность норм эмиссионного права состоит в том, что они регулируют денежно-организационные отношения, нацеленные не на получение доходов, что является предметом регулирования банковских норм права, а на организацию выпуска (эмиссию) денег и организацию денежного обращения. В статусе эмиссионных банков, в том числе в ст. 3 гл. 1 Федерального закона о Банке России, прямо указывается, что получение прибыли не является целью деятельности данного Банка.
24 Характеризуя данную особенность норм эмиссионного права, следует указать на их максимальную приближенность к денежным отношениям, если сравнивать с другими нормами финансового права. А этот момент может быть вызван не только организационной ролью этих правовых норм, но и тем, что деньги, особенно банкноты, обладают таким свойством, как магнетизм, - свойством притягивать внимание людей. Этот аспект отмечали крупные экономисты Ж.-Б. Сэй, К. Маркс, М.И. Туган-Барановский. А поскольку это нередко приводило к хищениям денежных средств, постольку государство устанавливает строгое эмиссионно-правовое регулирование денежных отношений и учреждает финансовый контроль, в том числе валютный.
25 Третья особенность норм эмиссионного права состоит в том, что эта подотрасль является, пожалуй, наиболее активным элементом в системе финансового права, осмелимся сказать, ведущим звеном в данной системе. Не забудем указать на то, что данные нормы в первую очередь связаны с изготовлением денежных знаков и в дальнейшем их сопровождают постоянно и везде. У норм эмиссионного права «нет отдыха»: благодаря эмиссионному праву Центральный банк РФ регулярно осуществляет эмиссию денег, ведет мониторинг и организует денежное обращение, как наличное, так и безналичное. Особенно активна роль норм эмиссионного права по отношению к финансам страны в целом и к каждой подотрасли системы финансового права. Сама природа денег, денежных отношений предполагает объективную необходимость постоянного включения норм эмиссионного права в экономические процессы государства. Применение норм эмиссионного права вполне отвечает словам известного немецкого теоретика права Р. Иеринга: «Право существует для того, чтобы оно осуществлялось, осуществление есть жизнь и истина права, есть само право»9. Реализация норм эмиссионного права проявляется в самых разнообразных отношениях. Без норм эмиссионного права денежная жизнь просто могла бы остановиться.
9. Иеринг Р. Юридическая техника. СПб., 1906. С. 18.
26 Нельзя пройти мимо четвертой особенности норм эмиссионного права: она состоит в их высокой политической значимости. Во-первых, они содержатся в Конституции РФ, что указывает на их важную роль в жизни общества: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль» (ч. 1 ст. 75); «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации» (ч. 2 ст. 75). Без денег, которые создают комфорт, порядок в жизни, прогресс, возможности люди обходиться не могут. Во-вторых, эмиссионно-правовая норма, декларирующая, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль», свидетельствует о денежном суверенитете Российского государства. В XVI в. понятие государственного суверенитета обосновал французский государствовед Жан Боден, который, признавая это понятие единым, включал в него суверенитет денежный.
27 Важная особенность норм эмиссионного права заключается также в том, что они относятся к специализированным нормам права и этим отличаются от других норм финансового права - налоговых, бюджетных, банковских (публичных), финансово-контрольных, которые относятся, как отмечают теоретики, к регулятивным и охранительным. Действительно, в теории права нормы права подразделяются на два основных вида: на регулятивные – положительные и охранительные, связанные с принуждением и ответственностью. Однако в составе специализированных норм права чрезвычайную роль выполняют нормы, с помощью которых государство изготавливает и выпускает денежные знаки, как бумажные, так и металлические.
28 Как группа финансово-правовых норм, как подотрасль финансового права нормы эмиссионного права дополняют все другие подотрасли финансового права, однако предшествуя им и занимая авангардную позицию. Анализ эмиссионно-правовых норм, характеристика их особенностей есть предварительный шаг к следующему – их правоприменению, т.е. к прямому воздействию этих норм на общественные отношения.
29 Таковы некоторые особенности норм эмиссионного права, их характеризующие. Что они показывают – отметим это: 1) их своеобразие в системе норм финансового права; 2) их место как особой подотрасли финансового права, в определенной степени ведущей, т.е. авангардной; 3) как дополняющей все другие подотрасли и правовые институты финансового права таким образом, что можно будет сказать о системе финансового права словами русского философа Н.О. Лосского: «система собрана, она есть целое»10.
10. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Вопросы философии и психологии. М., 1915. Кн. 126 (I). С. 87–98; кн. 127 (II). С. 99–152; кн. 128 (III). С. 203–243; кн. 129 (IV). С. 345–387.
30 Направленность норм эмиссионного права. В ст. 3 и 4 Федерального закона о Банке России содержатся эмиссионно-правовые нормы, которые достаточно четко очерчивают их общую направленность. Наиболее четко и кратко это выражено в п. 2 ст. 4: Банк России «монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение». Можно полагать, что цитируемая эмиссионно-правовая норма указывает на две основные функции Центрального банка РФ как эмиссионного банка. Эмиссионно-правовые нормы, содержащиеся в ст. 4 гл. 1 вышеназванного Федерального закона, указывают на функции, которые дополняют и в известной степени детализируют функции основные.
31 Таким образом, можно констатировать два вида эмиссионной деятельности: 1) эмиссию Банком России денег, порождающую денежное обращение, которое может быть как стихийным, так и организованным; 2) организованное денежное обращение, которое, будучи обменным по своей природе, можно сравнить с двумя рельсами одной железнодорожной линии: первый рельс – это денежное обращение, мотором которого являются нормы гражданского права; второй рельс – мониторинг Банка России и организация денежного обращения путем его корректирования и применения норм эмиссионного права. Охарактеризуем данный Банк, осуществляющий на основе норм эмиссионного права выпуск денег и организацию денежного обращения.
32 § 3. Центральный банк РФ (Банк России) как эмиссионный банк
33 Большая Российская энциклопедия следующим образом характеризует Центральный банк РФ: это - главный банк страны, национальный денежно-кредитный институт, мегарегулятор. Учрежден 13 июля 1990 г. на базе Госбанка СССР; с 27 января 1992 г. функционирует как Центральный банк Российской Федерации.
34 Предшественники Банка – Государственный банк Российской Империи, ставший эмиссионным в результате денежной реформы, проведённой министром финансов С.Ю. Витте в 1895–1897 г.; Государственный банк СССР (1922–1991 г.). На рубеже XIX–XX вв. впервые появляются понятия «эмиссионный», «эмиссионная деятельность», «эмиссионное право». Эмиссионные банки работают во всем мире, они не отказываются от коммерческой деятельности, но она для них не является основной.
35 Правовой статус, функции и полномочия Центрального банка РФ установлены Конституцией РФ, ст. 75 которой гласит: «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации». Более детально функции Центрального банка РФ установлены Федеральным законом о Банке России. Данный Закон уточнил и конкретизировал функции Центрального банка РФ: банк разрабатывает во взаимодействии с Правительством РФ единую денежно-кредитную политику, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует налично-денежное обращение; обслуживает счета бюджетов всех уровней; управляет золотовалютными резервами Банка России; осуществляет контроль за частными банками, а также осуществляет валютное регулирование (ст. 4).
36 С 2013 г. полномочия Центрального банка РФ были увеличены передачей функций по регулированию и контролю в сфере финансового рынка, включая лицензирование в отношении некредитных финансовых организаций и их объединений. Выполняя функции мегарегулятора, Банк России разрабатывает и проводит политику постоянного функционирования финансового рынка, включающего денежный, валютный рынок, рынок ценных бумаг, страхования и драгоценных металлов. По существу, Центральный банк РФ – это государственный орган, выполняющий одну из исключительных федеральных функций11.
11. См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. М., 2000. С. 43.
37 В своей деятельности Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе, которая рассматривает его деятельность, а также проводит парламентские слушания с участием представителей Банка.
38 Руководство Центральным банком РФ осуществляют Председатель и Совет директоров. Кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ Государственной Думе представляет Президент РФ согласно ст. 83 Конституции РФ. Председатель Центрального банка РФ и члены Совета директоров назначаются на должность и освобождаются от неё Государственной Думой ФС РФ.
39 § 4. Денежное обращение
40 Денежное обращение есть завершающий элемент денежной системы и включает в себя две метаморфозы: превращение денег в товар (Д - Т); превращение товара в деньги (Т - Д). В первом процессе деньги играют роль посредника и выполняют функцию средства обращении. Во втором – деньги также играют роль посредника и выполняют функцию средства обращения. Товарное обращение, в котором роль посредника выполняют деньги, отличается от непосредственного обмена товара на товар, которое имело место в первобытном обществе, когда обмен мог завершиться ничем при взаимном совпадении товаров. Таким образом, благодаря функционированию денег в качестве средства обращения преодолеваются трудности, имевшие место при обмене товара на товар12.
12. См.: Брегель Э.Я. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. М., 1973. С. 16, 17.
41 На рубеже XX - XXI вв. денежное обращение преобразуется в сложную финансово-правовую категорию. Большая Российская энциклопедия следующим образом определяет денежное обращение: это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее обращение товаров, оказание услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве (расчеты по выплате заработной платы, пенсий и т.д.). Однако специфика нашей многонациональной страны такова, что электронное денежное обращение не может полностью заменить наличные деньги, и причин этому не так уж мало: это отсутствие у определенной части населения банковского счета, нежелание его иметь, привычка пользоваться обычными денежными знаками.
42 Глава 2. Предмет, система и метод эмиссионного права
43 § 1. Предмет эмиссионного права. Эмиссионная деятельность
44 Предмет эмиссионно-правового регулирования есть система общественных (человеческих) отношений, на которые государство в силу экономических причин целенаправленно воздействует посредством сформулированных им норм права, выступающих в качестве важного инструмента управления этими отношениями.
45 Приведем пример. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»13 (ст. 1), воздействуя на общественные отношения, уточняет понятие «валюта» и относит к нему: денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России, а также изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. К валюте также Закон относит средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Общественные отношения, образующие предмет эмиссионного права, нельзя рассматривать как абстрактные отношения. Это человеческие отношения. Например, между банком и гражданином, который обменивает непригодные после пожара деньги на годные в денежном обращении. Такое понимание предмета эмиссионного права адекватно понятию «эмиссионная деятельность». Можно вполне уверенно и точнее говорить, что предметом эмиссионного права являются общественные отношения, представляющие собой эмиссионную деятельность.
13. См.: СЗ РФ. 2003. № 50, ст. 4859.
46 Эмиссионная деятельность – одно из важных теоретических понятий в науке финансового (эмиссионного) права, которое впервые упоминается в отечественной научной литературе в работе М.В. Бернацкого14.
14. См.: Бернацкий М.В. Русский Государственный банк как учреждение эмиссионное. Лекции. СПб., 1913.
47 Первые зачатки эмиссионной деятельности появились в период изобретения металлических денег, когда государство взяло в свои руки изготовление денежных знаков, их выпуск в обращение. Иными словами, эмиссионная деятельность – исторически апробированное понятие, включающее, как было сказано выше, в свой состав эмиссию денег и организацию денежного обращения.
48 Эмиссионная деятельность - важное понятие в понятийном аппарате эмиссионного права. Эмиссионная деятельность в стране регулируется монетарной политикой Правительства РФ и Центрального банка РФ. Эта политика находит свое отражение в специальном документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», который ежегодно разрабатывается Центральным банком РФ совместно с Минфином России и утверждается Государственной Думой. Иначе говоря, эмиссионная деятельность может быть охарактеризована как деятельность государства по организации (управлению) денежного обращения в стране и формированию институтов эмиссионного права.
49 Исходя из изложенного, понятие «эмиссионная деятельность государства» может быть определено следующим образом. В российском законодательстве под эмиссионной деятельностью государства понимается деятельность Центрального банка РФ, направленная на: 1) выпуск наличных денег; 2) организацию наличного денежного обращения; 3) а также организацию безналичного денежного обращения кредитными организациями совместно с Центральным банком РФ, а также на организацию институтов эмиссионного права, а при более широком взгляде – формирование подотрасли финансового права.
50 Ни в дореволюционном, ни в советском законодательстве эмиссионное право не рассматривалось как правовой институт или подотрасль финансового права, но рассматривалось, на наш взгляд, как разновидность банковского права, особенно в советское время15.
15. См.: там же; Гурвич М.А. Советское финансовое право: учеб. для вузов. М., 1952.
51 В условиях рыночного хозяйства и признания государством частной собственности области эмиссионной деятельности государства расширяются. Наряду с одним эмиссионным центром – Банком России возникают другие эмиссионные центры – Министерство финансов РФ и кредитные организации (банки), которые также принимают участие в эмиссионной деятельности путем выпуска безналичных денег и организации безналичного денежного обращения, но на основе установленных Банком России правил и под его контролем. Вследствие этого возрастает качественно и количественно значение эмиссионно-правовых норм, упорядочивающих положение институтов эмиссионного права.
52 Система эмиссионного права – это строение данной подотрасли, которая характеризуется двойственностью. С одной стороны, эмиссионное право как подотрасль расчленено на элементы или правовые институты, причем каждый из институтов отличается своей обособленностью; с другой - институты, образующие эмиссионное право, связаны друг с другом общностью – предметом правового регулирования, т.е. эмиссионной деятельностью. Иными словами, будучи объединенными, правовые институты складываются в сложный правовой организм – эмиссионное право. Выделим каждый из правовых институтов и рассмотрим его в отдельности16.
16. См.: Якушев В.С. О понятии правового института // Правоведение. 1970. № 6. С. 66.
53 § 2. Ведущие правовые институты, образующие систему эмиссионного права
54 Эмиссия наличных денег. Данную эмиссию следует признать базовым видом эмиссионной деятельности, имеющей исключительное значение. Эмиссия наличных денег есть совокупность мероприятий по разработке, изготовлению и выпуску в обращение бумажных банкнот и металлической монеты Центральным банком РФ. Денежные знаки изготавливаются специализированными государственными предприятиями и признаются государством в качестве единственного платежного средства. Следует указать деталь: под эмиссией денег понимается выпуск денег в обращение, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Центральный банк РФ, но и его структуры на местах: территориальные учреждения и входящие в их состав расчетно-кассовые центры (РКЦ), имеющие резервные фонды и оборотные кассы17. И Конституция РФ (ст. 75), и Федеральный закон о Банке России (ст. 29) подчеркивают, что эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Он является единственным органом по выпуску наличных денег: никакой другой орган не имеет права выпускать наличные денежные знаки.
17. См.: Морозов А.А. Кредитные правоотношения и денежное обращение в Российской Федерации: учеб. пособие. СПб., 2004. С. 46, 47.
55 Решение о выпуске в обращение новых банкнот, монет и решение об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
56 Организация наличного денежного обращения предполагает два обязательных условия: установление в стране денежной системы и эмиссия наличных денег.
57 Под денежным обращением понимается движение наличных денег по формуле: Т – Д – Т. Обмениваясь на товар, а затем, повторяя эту операцию снова, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции образуют денежное обращение, не влияя на увеличение денежной массы и этим отличаясь от денежной эмиссии. Наличное денежное обращение является непрерывным процессом движения денег в форме банковских билетов и металлической монеты.
58 В соответствии со ст. 34 Федерального закона о Банке России в целях организации постоянного наличного денежного обращения на территории Российской Федерации данный Банк: обеспечивает банкнотную и монетную эмиссию; осуществляет перевозку и хранение банкнот и монет; создает их резервные фонды; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение; осуществляет прогнозирование в области денежного обращения; определяет порядок ведения кассовых операций юридическими лицами.
59 В основе эмиссионной деятельности Центрального банка РФ по выпуску денежных знаков и непосредственной организации наличного денежного обращения на местах лежит составление прогнозов кассовых оборотов кредитными учреждениями. Прогноз кассовых оборотов – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая приток наличных денег в кредитные организации и их отлив оттуда. В отличие от кассовых планов, имевших место в СССР, прогноз кассовых оборотов ориентируется на рыночную экономику и предполагает более гибкое планирование наличного денежного обращения в определенном регионе и по стране в целом. Прогнозируемые расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций предусмотрены Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров Банка России от 25 января 1998 г.18
18. См.: Вестник Банка России. 1998. № 1.
60 Организация безналичного денежного обращения. Обороты, осуществляемые в безналичной форме, регулируются нормами гражданского права, но организация безналичного обращения осуществляется Центральным банком РФ и кредитными организациями (банками) на основе норм эмиссионного права, содержащихся в федеральных законах и подзаконных актах. Банк России организует безналичное денежное обращение путем установления порядка и правил осуществления безналичных расчетов, кредитные организации – путем эмиссии безналичных денег, которая заключается в открытии для хозяйствующего субъекта банковского счета с цифровой записью о денежной сумме клиента. Вопросы безналичного денежного обращения регулируются нормами эмиссионного права, содержащимися в Федеральных законах о Банке России, «О банках и банковской деятельности», а также в подзаконных актах, в частности в Указании Банка России от 12 февраля 2019 г.19
19. См.: там же. 2019. № 33.
61 В хозяйственной сфере безналичные расчеты представляют собой правовое отношение, в котором один из хозяйствующих субъектов (плательщик) имеет право требовать от обслуживающего банка перечислять с его банковского счета определенную денежную сумму в указанный срок и за вознаграждение на банковский счет другого хозяйственного субъекта (получателя). При безналичном обращении расчеты не предполагают фактическую передачу наличных денег из банка плательщика в банк получателя, но ограничиваются изменениями цифровых записей по банковским счетам одного и другого.
62 Банк, выполняя функцию финансового посредника и агента на основании договора банковского счета, лишь способствует переходу права на денежные средства от одного участника хозяйственного оборота к другому. С этой точки зрения «юридическая природа наличных и безналичных денег абсолютно идентична»20. Как банкноты и монеты не существуют в виде физически осязаемых вещей (товаров и услуг), так и безналичные деньги являются денежными знаками виртуального характера и, отражая наличные деньги, есть символы символов, поэтому можно думать, что запись на банковском счете имеет денежную природу и может рассматриваться в качестве безналичных денег.
20. Тараканова С. Информационная природа безналичных денег // Хозяйство и право. 1998. № 9. С. 68 - 72.
63 Безналичные деньги начинают обращаться, обнаруживая свою потребительскую стоимость денег, как только банк принимает от своего клиента (плательщика) расчетные документы. Как правило, расчетные документы принимаются банком к оплате при наличии денежных средств на расчетном счете клиента. Иными словами, безналичные деньги весьма схожи с наличными по своей природе.
64 Однако значительная часть населения не желает отказываться от наличных денег. Как сообщает крупная рекрутинговая компания, в проведенном ею опросе о нежелании отказаться от наличных денег говорили респонденты старше 45 лет и россияне с доходом до 50 тыс. руб. в месяц21.
21. См.: Телеграмма // Тамбовский меридиан. 2023 г. 7 февр.
65 Управление золотовалютными резервами. «Когда мы победим в мировом масштабе, мы, думается мне, сделаем из золота общественные отхожие места на улицах нескольких самых больших городов мира», – писал В.И. Ленин в 1921 г. Можно смеяться над этими словами: «матерый человечище Ленин», – но золото над ним посмеялось бы, ибо можно полагать, что оно вечно как обменный эквивалент. Правда, денежное обращение и финансовое хозяйство в странах Западной Европы и в СССР со второй половины XX в. стало обходиться без золота. Вместе с тем европейские государства и США, а также Российская Федерация в определенной степени поддерживают денежное обращение, имея золотой запас. В Российской Федерации подобную роль выполняют золотовалютные резервы Центрального банка РФ и Министерство финансов РФ, из которых каждое складывается из двух частей: 1) иностранной валюты, служащей целям формирования данного фонда; 2) монетарного золота, выполняющего функции особого резервного источника, «поскольку стандартные золотые плитки способны выполнять отдельные денежные функции»22. Назначение золотовалютных резервов тоже самое – быть одним из институтов эмиссионного права и в этой роли способствовать денежному обращению, но на международном уровне.
22. Кучеров А.И. Финансово-правовое регулирование золотовалютного резерва Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2018.
66 В процессе обращения в собственном классическом смысле этого слова денежное обращение составляется из золотых монет, слитков, иностранной валюты; часть золотовалютных резервов хранится в Центральном банке РФ, часть - в Министерстве финансов РФ, которые управляют данным имуществом. Статья 2 Федерального закона о Банке России гласит: Банк осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы. Их использование связано с чрезвычайными обстоятельствами политического, экономического и военного характера.
67 Настоящее место института управления золотовалютными резервами – в лоне эмиссионного права, так как данное управление есть эмиссионная деятельность, направленная на организацию денежного обращения.
68 § 3. Другие институты (инструменты) эмиссионного права
69 Кассовое устройство. В процессе регулирования норм эмиссионного права согласно п. 2 ст. 4 Центральный банк РФ на основе денежного обращения осуществляет совокупность материально-технических операций по организации приема, хранения и выдачи наличных денежных сумм. Правовое регулирование кассовых операций образует специальный эмиссионно-правовой институт. Понятия «кассовое устройство», «кассовые операции» появились впервые в сфере финансовой деятельности в царской России во второй половине XIX в., в 1864 г., и обозначали централизацию доходов и расходов в одной кассе. Кассовые организации царской России обслуживали верхние этажи государства и позволяли правительству иметь полное представление о своих финансах и контролировать их.
70 К кассовым операциям сегодняшнего дня относятся в основном операции юридических лиц по расчету наличными деньгами в процессе их деятельности. Поставим вопрос: какие блага обеспечивают кассовые операции как обществу, так и государству?
71
  1. Регулирование порядка ведения кассовых операций обеспечивает сочетание интересов государства и субъектов налично-денежного обращения.
  2. Благодаря кассовым операциям согласно Положению Центрального банка РФ от 29 января 2018 г.23 о порядке ведения названных операций обеспечиваются хранение, перевозка и инкассация банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации.
  3. В целях ограничения налично-денежного обращения все юридические лица обязаны независимо от организационно-правовой формы хранить свободные денежные средства на соответствующих счетах в кредитных учреждениях на договорных условиях. Каждому предприятию по согласованию с руководителями обслуживающих учреждений банков устанавливаются сроки сдачи наличных денег.
  4. Юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций.
  5. Особый порядок ведения кассовых операций устанавливается для юридических лиц (в том числе для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность), получающими от населения деньги за продаваемые товары или выполняемые работы. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»24 установил, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями. Устанавливаемые Центральным банком РФ правила ведения кассовых операций систематически обновляются и дополняются.
23. См.: Положение Банка России от 29.01.2018 г. № 630-П (ред. от 19.08.2021 г.) «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

24. См.: СЗ РФ. 2003. № 21, ст. 1957.
72 Правовое регулирование валютных отношений. Понятие «валюта» появилось в мире с развитием внешнеэкономических связей, когда у ведущих стран возникла необходимость покупки иностранной валюты для оплаты импорта товаров, услуг в виде военной помощи, внешних долгов. В учебниках финансового права присутствует глава «Валютное регулирование и валютный контроль».
73 Данный термин скорее всего итальянский valuta, обозначающий слово «ценность». Что же обозначает понятие «валюта» в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»?25 (далее – Федеральный закон о валютном регулировании). У этого понятия две трактовки.
25. См.: СЗ РФ. 2003. № 50, ст. 4859.
74 Первая рассматривает денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении как законное средство наличного платежа на территории Российской Федерации; вторая - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты как иностранную валюту, выпуск которой имел место в другом государстве, но находящейся в обращении в Российской Федерации. К объектам валютных отношений относятся также валютные ценности (п. 5 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании).
75 Либерализация валютной политики. С переходом страны в начале 1990-х годов к рыночным отношениям руководством была резко изменена в сторону либерализации политика валютных ограничений. Была отменена практиковавшаяся советскими властями почти с 1920-х годов государственная валютная монополия. Допускается обращение на территории Российской Федерации иностранной валюты в качестве платежного средства, ее ввоз и вывоз. Как отмечает проф. Н.М. Артемов, «законодательные ограничения операций с валютами – одна из форм валютного регулирования в Российской Федерации»26.
26. Артемов Н.М. Финансово-правовые аспекты валютного регулирования // Финансовое право: учеб. М., 2009.
76 Валютные операции. Отношения по поводу иностранной валюты, складывающиеся между субъектами – резидентами и нерезидентами, - это валютные отношения, регулируемые нормами эмиссионного права в процессе осуществления различных валютных операций. Эти операции подразделяются на две группы. Первая группа охватывает операции «в узком смысле», которые близки к гражданско-правовым сделкам, в которых роль норм эмиссионного права незначительна.
77 Вторая группа – это валютные операции в широком смысле, требующие для своего исполнения юридических и фактических действий (например, постановка внешнеторгового контракта на учет в уполномоченном банке для оплаты валютой пришедшего из-за границы груза). В широких операциях могут, а в отдельных ситуациях обязаны принимать участие органы валютного контроля. Валютный контроль – особый вид финансового контроля, часто необходимый элемент валютного регулирования, направленный на борьбу с преступностью, а также соблюдение валютного законодательства при конкретных валютных операциях.
78 Валютные ограничения. Валютные ограничения – это предусмотренные законом запреты в системе валютного регулирования на определенные операции резидентов и нерезидентов с валютой. Например, во Франции и Канаде по закону требуется предварительное разрешение для получения денежных средств за границей, чтобы начать свой бизнес. Пунктом 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона о валютном регулировании запрещены валютные операции между резидентами, касающиеся осуществления обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте.
79 Валютное законодательство есть разновидность эмиссионного. У иностранной и национальной валюты чрезвычайно большая схожесть. И та и другая, какие бы государства они ни представляли, показывают одну и ту же картину: эмиссионным банком выпускаются денежные знаки – банкноты и монеты; на следующей стадии осуществляется организация денежного обращения. Наиболее пригодная функция иностранной валюты в стране пребывания – быть участником денежного обращения. Однако валютные отношения в другом государстве в целях защиты его экономических и политических интересов регулируются более жесткими нормами эмиссионного права с использованием запретов и методов валютного контроля. Профессор Н.М. Артемов полагает, что нормы права, регулирующие валютные отношения, есть нормы валютного права. В подобное понимание следует внести некоторый корректив. При более широком взгляде на валютные отношения напрашивается вывод, что они также регулируются нормами эмиссионного права, но поставленными в особые условия.
80 Институт ценных бумаг. Ценные бумаги представляют собой важный институт эмиссионного права. Перестроечные процессы в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. и крах марксистско-ленинской денежной утопии привели к возникновению в стране традиционных финансовых институтов, в частности к появлению фондового рынка государственных ценных бумаг. Но что следует понимать под ценной бумагой? Вот одно из определений многих авторов: «ценной бумагой является документ, удостоверяющий право на что-нибудь имеющее ценность»27. Другое определение ценной бумаги: «Ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги). Ценными бумагами признаются также обязательные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со статьей 149 ГК РФ (бездокументарные ценные бумаги)».
27. Хейло Л.Л. Финансово-правовые основы рынка ценных бумаг // Финансовое право: учеб. М., 2009. С. 558.
81 В 1990-е годы и первое десятилетие XXI в. принимаются законы, содержащие правила ведения операций, связанных с использованием ценных бумаг. Можно назвать два Федеральных закона: от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»28 и от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»29.
28. См.: СЗ РФ. 1996. № 17, ст. 1918.

29. См.: СЗ РФ. 1998. № 31, ст. 3814. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2019 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
82 Виды ценных бумаг. В ч. 2 ст. 142 ГК РФ ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке. Документ может быть ценной бумагой, если он признается законом, в частности Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Охарактеризуем кратко некоторые из постоянно актуальных и исторически наиболее важных ценных бумаг.
83 Вексель (нем. Wechsel - обмен) – ценная бумага в виде долгосрочного долгового обязательства, обеспечивающего владельцу (векселедержателю) право по истечении определенного срока требовать от должника уплаты обозначенной суммы. Вексель должен содержать наименование «вексель», наименование плательщика, срок платежа и т.д. По словам немецкого экономиста Р. Гильфердинга, уже с начала XX в. вексель функционировал «как средство обращения, как деньги, как кредитные деньги»30.
30. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М., 1912.
84 Чек (англ. cheque) – ценная бумага, представляющая собой приказ лица, имеющего текущий счет в банке, выдать чекопредъявителю обозначенную на чеке сумму, списав ее со счета чекодателя. Одна из старейших ценных бумаг, которая до XV столетия использовалась в Западной Европе высокопоставленными лицами в государстве. Чек является одной из ведущих ценных бумаг развития безденежных платежей31.
31. См.: Большая энциклопедия. СПб., 1903. Т. 20. С. 10.
85 Облигация (от лат. obligatio - обязательство) – ценная бумага, закрепляющая право владельца на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости, а также зафиксированного в ней процента от этой стоимости. Этим процентом облигация отличается от другой ценной бумаги – акции, дивиденд которой зависит от прибыли организации.
86 Обобщая рассуждения о ценных бумагах, проф. Л.Л. Хейло замечает: «государственные и муниципальные ценные бумаги представляют собой комплексный институт»32, однако работающий (это наше мнение) на основе эмиссионного права и включающий в себя две тесно связанные между собой особенности. Первая особенность состоит в том, что ценные бумаги опосредованно являются денежными знаками. Вторая особенность, о которой говорит проф. А.Б. Быля, состоит в том, что ценная бумага рассматривается как финансовый инструмент, с помощью которого можно получить доступ к реальным ценностям33. Как и деньги, ценные бумаги также имеют эмитента, размещаются и обращаются на почве эмиссионной деятельности, а их отношения регулируются нормами эмиссионного права.
32. Хейло Л.Л. Указ. соч.

33. См.: Быля М. Финансово-правовое обеспечение и регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право: учеб. М., 2005. С. 582.
87 Таким образом, институты эмиссионного права образуют системное единство и связаны между собою объединяющей их «крышей», т.е. эмиссионной деятельностью, на которой каждый институт рождается и работает.
88 Глава 3. Эмиссионное право как подотрасль финансового права
89 § 1. Источники эмиссионного права
90 Как и все другие нормы финансового права (налоговое, бюджетное, банковское), нормы эмиссионного права не могут работать, не имея своих источников. Начнем с примера. Каждый человек является субъектом, т.е. участником денежного обращения, покупая в магазине продукты питания и т.д. Иными словами, является участником наличного денежного обращения. Но наличное денежное обращение не анархично, оно регулируется нормами как гражданского, так и эмиссионного права. Источником данных правовых норм является нормативный акт, а именно Федеральный закон о Банке России: «Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятие из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону» (ст. 29). Подобно тому, как вода может использоваться человеком, если она находится в определенном сосуде, так и нормы права, в том числе нормы эмиссионного права, могут быть выражены и доведены до сведения общества в соответствующей форме, которая называется источником права. Таким сосудом является нормативный акт – тот источник, из которого люди черпают сведения о юридических нормах.
91 Но общая система нормативных актов как источников норм эмиссионного права выражается в их иерархическом построении, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень. Ступенчатость подразделяет нормативные акты на виды. В теории главный критерий, определяющий место каждого вида, - его юридическая сила. Юридическая сила подразделяет нормативные акты как источники эмиссионного права на законы и подзаконные акты.
92 Закон представляет собой общеобязательное правило, обладающее высшей юридической силой и посвященное основным вопросам общества и государства. Примером источника эмиссионного права является Федеральный закон от 29 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», который устанавливал правила ведения кассовых операций.
93 Среди законов особо выделяется конституционный Закон – Конституция РФ, которая представляет собой особый источник эмиссионного права. Часть 1 ст. 75 Конституции РФ гласит: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль… Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются». Необходимо сказать еще об одном виде источников эмиссионного права – подзаконных нормативных актах. Это – нормативный юридический акт компетентного органа, который основан на законе и дополняет закон. К таким подзаконным нормативным актам относятся Указания Банка России, например Указание от 11 марта 2014 г. «О порядке ведения кассовых операций».
94 § 2. Эмиссионное право как подотрасль финансового права
95 Эмиссионное право представляет собой вполне самостоятельную часть отрасли финансового права, в какой-то степени даже замкнутую, а по времени ее появления на научной и учебной сценах новую. Между тем исторически нормы эмиссионного права возникли вместе с деньгами, будучи их частью и условием их появления. В России эмиссионное право в научной литературе было замечено в первые десятилетия XX в. и только в начале XXI в. была высказана идея, что данная совокупность норм права образует правовой институт или подотрасль в системе финансового права.
96 Охарактеризуем эмиссионное право как подотрасль финансового права, назовем ее признаки. Начнем с определения. Как подотрасль – это самостоятельная, юридически своеобразная часть финансового права, состоящая из системы взаимосвязанных, распределенных по институтам норм эмиссионного права, причем нормы каждого института регулируют свой вид общественных отношений.
97 Как самостоятельную часть финансового права, эмиссионное право характеризуют следующие черты:
  1. Эмиссионное право исторически первично, если иметь в виду такие понятия, как «финансы» и «финансовое право». Без норм эмиссионного права были бы невозможны нормы других подотраслей финансового права. Эмиссионное право выступает в качестве основы, своеобразного материнского начала, в чреве которого появятся будущие дети, начиная с налогового права и завершая финансово-контрольным.
  2. Эмиссионное право определяет поведение субъектов (физических и юридических лиц) в особой сфере финансово-правовой действительности – в сфере эмиссионной деятельности, конкретнее в сфере выпуска денег и организации денежного обращения. Например, ст. 29 Федерального закона о Банке России содержит предписание: «Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России является единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону». Приведем еще один пример эмиссионно-правовой нормы, определяющей поведение субъектов в сфере эмиссионной деятельности, конкретнее в сфере организации денежного обращения: «Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), а также кассиром. В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем»34.
  3. Эмиссионному праву, как и другим подотраслям финансового права, присуща специфическая форма выражения – эмиссионное законодательство, которое представляет собой комплекс нормативных актов. Эти акты издаются как органами законодательной власти, так и Центральным банком РФ. К первым относятся Федеральные законы: о Банке России, «О валютном регулировании и валютном контроле», Гражданский кодекс и др. К другим относятся - подзаконные нормативные акты, издаваемые Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.
  4. Эмиссионное право системно, оно складывается из ряда взаимосвязанных и образующих его правовых институтов, представляя сложную целостную систему. Правовой институт – это законодательно обособленный комплекс норм эмиссионного права в рамках подотрасли, обеспечивающий регулирование определенной разновидности эмиссионных отношений: в процессе изготовления денег, наличного обращения, валютных отношений и т.д. Таким образом, нормы эмиссионного права образуют подотрасль эмиссионного права не прямо, а через институты.
  5. Наряду с охарактеризованными особенностями эмиссионного права как подотрасли финансового права необходимо указать на политический характер определенной группы норм эмиссионного права. В теории права подобные нормы называют политическими, цементирующими все части отрасли35. Таковы нормы эмиссионного права, содержащиеся в ст. 71, 75 Конституции РФ. «В ведении Российской Федерации находятся: ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки» (ст. 71).
34. См.: Указание Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» // Вестник Банка России. 2014. № 46.

35. См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 84.
98 Длительное время данная подотрасль финансового права имела дело с металлическим денежным обращением, затем в Новое время рядом появилось более эффективное бумажное наличное денежное обращение, в XX столетии мир увидел безналичное денежное обращение, а уже в наши дни о себе заявило электронное денежное обращение.

Библиография

1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 84.

2. Артемов Н.М. Финансово-правовые аспекты валютного регулирования // Финансовое право: учеб. М., 2009.

3. Бернацкий М.В. Русский Государственный банк как учреждение эмиссионное. Лекции. СПб., 1913.

4. Большая энциклопедия. СПб., 1903. Т. 20. С. 10.

5. Брегель Э.Я. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. М., 1973. С. 16, 17.

6. Быля М. Финансово-правовое обеспечение и регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право: учеб. М., 2005. С. 582.

7. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М., 1912.

8. Гурвич М.А. Советское финансовое право: учеб. для вузов. М., 1952.

9. Иеринг Р. Юридическая техника. СПб., 1906. С. 18.

10. Кнапп Г.Ф. Государственная теория денег. Одесса, 1913. С. 43.

11. Кучеров А.И. Финансово-правовое регулирование золотовалютного резерва Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2018.

12. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Вопросы философии и психологии. М., 1915. Кн. 126 (I). С. 87–98; кн. 127 (II). С. 99–152; кн. 128 (III). С. 203–243; кн. 129 (IV). С. 345–387.

13. Морозов А.А. Кредитные правоотношения и денежное обращение в Российской Федерации: учеб. пособие. СПб., 2004. С. 46, 47.

14. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т. XII. Политическая экономия. М., 1911. С. 119, 120.

15. Смайльс С. Бережливость. СПб., 1896.

16. Современные банковские технологии: теоретические основы и практика / под ред. Л.Н. Красавиной. М., 2005.

17. Тараканова С. Информационная природа безналичных денег // Хозяйство и право. 1998. № 9. С. 68 - 72.

18. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. М., 2000. С. 43.

19. Хейло Л.Л. Финансово-правовые основы рынка ценных бумаг // Финансовое право: учеб. М., 2009. С. 558.

20. Якушев В.С. О понятии правового института // Правоведение. 1970. № 6. С. 66.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести