ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000380-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Представлен аналитический обзор ключевых зарубежных подходов к изучению диалектического мышления, а также произведено сопоставление с результатами работ российских исследователей, выполненных в рамках структурно-диалектического подхода (Н.Е. Веракса). Целью данного анализа было охарактеризовать актуальное состояние проблематики и очертить перспективные направления дальнейших научных изысканий, связанных с развитием диалектического мышления. Основные содержательные линии анализа: диалектическое мышление как характеристика пост-формальной стадии развития интеллекта; культурные факторы, влияющие на структуру диалектического мышления; связи диалектического мышления с творчеством и с различными свойствами личности. С учетом проведенного анализа сформулированы перспективные линии дальнейших экспериментальных изысканий. Несмотря на разницу в исследовательской методологии в России и за рубежом, возможно сформулировать общие линии дальнейших как теоретических, так и экспериментальных исследований, касающихся, в частности, анализа культурных и образовательных факторов, влияющих на структуру диалектического мышления, описания уровней его развития, а также специфики применения механизмов преобразования противоречивых ситуаций разной сложности в процессе интеллектуального творчества.
Ключевые слова
диалектическое мышление, стадия постформальных операций, метакогниция, первичный диалектизм, структурно-диалектический подход
Классификатор
Всего подписок
4
Всего просмотров
543
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Баянова Л.Ф. К  постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. 2012. № 3. C. 294–298. Bajanova L. F. K postanovke problemy sub#ekta kul’tury v psihologii // Filologija i kul’tura. 2012. № 3. P. 294–298.
  2. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у  детей и  взрослых // Педагогический журнал Башкирии. 2011. № 2. С. 50–58. Beloluckaja A. K. Razvitie dialekticheskoj strategii myslitel'nogo operirovanija protivopolozhnostjami u detej i vzroslyh // Pedagogicheskij zhurnal Bashkirii. 2011. № 2. P. 50–58.
  3. Белолуцкая А.К. Проектная деятельность как фактор формирования диалектического мышления старшеклассников // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 65–73. Beloluckaja A. K. Proektnaja dejatel'nost' kak faktor formirovanija dialekticheskogo myshlenija starsheklassnikov // Vestnik Moskovskogo Gorodskogo Pedagogicheskogo Universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija. 2014. № 4. P. 65–73.
  4. Брушлинский А.В., Тихомиров О. К. О  тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал. 2013. № 2. С. 10–16. Brushlinskij A.V., Tihomirov O.K. O tendencijah razvitija sovremennoj psihologii myshlenija // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2013. № 2. P. 10–16.
  5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и  возможности его активизации // Вестник МГПУ. Серия “Педагогика и  психология”. 2010. № 2. С. 46–53. Veraksa N. E. Dialekticheskoe myshlenie rebenka i vozmozhnosti ego aktivizacii // Vestnik MGPU. Serija “Pedagogika i psihologija”. 2010. № 2. P. 46–53.
  6. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектичекого мышления // Филология и культура. 2013. № 3. С. 303–312. Veraksa N.E. Strukturnye osobennosti dialektichekogo myshlenija // Filologija i  kul’tura. 2013. № 3. P. 303–312.
  7. Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 103–111. Veraksa A. N. Formy znakovoj i  simvolicheskoj reprezentacii v poznavatel'noj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2009. № 1. P. 103–111.
  8. Веракса Н.Е. Предисловие // Л.С. Выготский. Избранные психологические произведения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 5–12. Veraksa N.E. Predislovie // L.S. Vygotskij. Izbrannye psihologicheskie proizvedenija. M.: JeKSMO-Press, 2000. P. 5–12.
  9. Веракса Н.Е. Структура и содержание диалектического мышления // Интеллектуальное развитие дошкольника: структурно-диалектический подход / Под ред.: И.Б.Шиян. М.: МГПУ, 2009. С. 5–22. Veraksa N.E. Struktura i soderzhanie dialekticheskogo myshlenija // Intellektual'noe razvitie doshkol'nika: strukturno-dialekticheskij podhod / Pod red.: I.B.Shijan. M.: MGPU, 2009. P. 5–22.
  10. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 135–139. Veraksa N. E. Razvitie predposylok dialekticheskogo myshlenija v doshkol'nom vozraste // Voprosy psihologii. 1987. № 4. P. 135–139.
  11. Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление // Современное дошкольное образование. 2008. № 4. C. 42–49. Krasheninnikov E. E. Tvorchestvo i  dialekticheskoe myshlenie // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. 2008. № 4. P. 42–49.
  12. Чернокова Т.Е. О возможностях метакогнитивного развития детей с точки зрения культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2009. № 4. С. 70–75. Chernokova T.E. O vozmozhnostjah metakognitivnogo razvitija detej s tochki zrenija kul'turno-istoricheskoj psihologii // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2009. № 4. P. 70–75.
  13. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и  культурно-историческая теория Л.С. Выготского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 1. C. 34–43. Shijan I. B. Strukturno-dialekticheskaja psihologija razvitija i  kul'turno-istoricheskaja teorija L.S. Vygotskogo // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Psihologija i pedagogika. 2011. № 1. P. 34–43.
  14. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. 2013. № 3. С. 329–332. Shijan I.B. Dialekticheskoe myshlenie i predstavlenie o vozmozhnostjah situacii u detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Filologija i kul'tura. 2013. № 3. P. 329–332.
  15. Шиян О.А. Развивающее образование в вузе: Диалектическая структура курса как условие развития студентов // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. C. 6–8. Shijan O. A. Razvivajushhee obrazovanie v vuze: Dialekticheskaja struktura kursa kak uslovie razvitija studentov // Psihologicheskaja nauka i  obrazovanie. 2008. № 2. P. 6–8.
  16. Шиян О.А. Наглядная схема как средство решения диалектических задач у дошкольников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 9. С. 70–74. Shijan O.A. Nagljadnaja shema kak sredstvo reshenija dialekticheskih zadach u doshkol'nikov // Nachal'naja shkola pljus do i posle. 2012. № 9. P. 70–74.
  17. Шиян О.А. Особенности освоения студентами диалектических структур в  научном содержании // Казанский педагогический журнал. 2011. № 5–6. С. 78–82. Shijan O. A. Osobennosti osvoenija studentami dialekticheskih struktur v nauchnom soderzhanii // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2011. № 5–6. P. 78–82.
  18. Шиян О.А. Смена альтернативы как механизм понимания диалогических отношений в пространстве научных текстов // Филология и  культура. 2013. № 3. С. 333–338. Shijan O. A. Smena al'ternativy kak mehanizm ponimanija dialogicheskih otnoshenij v prostranstve nauchnyh tekstov // Filologija i kul'tura. 2013. № 3. P. 333–338.
  19. Arlin P. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking // Encyclopedia of Creativity / Eds. Runko A.M., Pritzer S.L. Vol. 1. Academic Press, 2011. P. 383–386.
  20. Basseches M. Dialectical schemata. A framework for the empirical study of the development of dialectical thinking // Human Development. 1980. № 23. P. 400–421.
  21. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking as an Approach to Integration / Integral review. 2005. № 1. P. 47–63.
  22. Belolutskaya A.K. Multidimensionality of thinking in the context of creativity studies // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. 8(1). P. 43–60.
  23. Čančer V., Mulej M. The dialectical systems theory’s capacity for multi-criteria decision-making // Systems Research and Behavioral Science. 2010. Vol. 27. N 3. P. 285–300.
  24. Carlo J. L., Lyytinen K., Boland R. J. Dialectics of collective mind: contradictory appropriations of information technology in a high risk project // MIS Quarterly. 2012. Vol. 36. № 4. P. 1081–1108.
  25. Chan Sh.-F. Formal logic and dialectical thinking are incongruent // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 9. P. 1063–1064.
  26. Cheng C. Dialectical thinking and coping flexibility: a multimethod approach // Journal of Personality. 2009. Vol. 77. № 2. P. 471–491.
  27. Feldhusena J., Schulz I. Creating a holistic product development methodology by merging systems theory and dialectics // Procedia Engineering. 2011. № 9. P. 538–544.
  28. Gibson C., Mumford M. D. Evaluation, Criticism, and Creativity: Criticism Content and Effects on Creative Problem Solving // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2013. № 7. P. 314–331.
  29. Halbesleben J. R.B., Whitman M. V., Crawford W. S. A dialectical theory of the decision to go to work: Bringing together absenteeism and presenteeism // Human Resource Management Review. 2014. № 24. P. 177–192.
  30. Hamamura T., Heine S. J., Paulhus D. L. Cultural differences in response styles: The role of dialectical thinking // Personality and Individual Differences. 2008. № 44. P. 932–942.
  31. Herzog S.M., Hertwig R., Planck M. Think Twice and Then: Combining or Choosing in Dialectical Bootstrapping? // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2014. № 1. P. 218–232.
  32. Ho D.Y.F. Dialectical thinking: neither Eastern nor Western // American Psychologist. 2000. P. 1064–1065.
  33. Hoffman W. C. The Formal Structure of Dialectical Psychology // Journal of Mind Theory. 2012. № 1. P. 1–27.
  34. Hui Ch.M., Fok H. K., Bond M. H. Who feels more ambivalence? Linking dialectical thinking to mixed emotions // Personality and Individual Differences. 2009. № 46. P. 493–498.
  35. Jiang F., Lu S., Hou, and Y., Yue X. Dialectical thinking and health behaviors: The effects of theory of planned behavior // International Journal of Psychology. 2013. № 48. P. 206–214.
  36. Laske O. Laske’s Dialectical Thought Form Framework (DTF) as a Tool for Creating Integral Collaborations: Applying Bhaskar’s Four Moments of Dialectic to Reshaping Cognitive Development as a Social Practice // Integral review. 2015. № 11. P. 72–92.
  37. Liu H., Wang F., Yang X. More dialectical thinking, less creativity? The relationship between Dialectical Thinking Style and Crative Personality: the Case of China // [электронный ресурс] PLoS ONE10(4). e0122926. doi:10.1371/journal.pone.0122926 (дата обращения: 06.03.2016).
  38. Marchand H. Some Reflections on PostFormal Thought // The Genetic Epistemologist. 2000. Vol. 29. № 3. P. 2–9.
  39. Mata A., Ferreira M.B., Sherman S. J. The Metacognitive Advantage of Deliberative Thinkers: A Dual-Process Perspective on Overconfidence // Journal of Personality and Social Psychology. 2013. № 105. P. 353–373.
  40. Miyamoto Y., Ryff C. D. Cultural differences in the dialectical and non-dialectical emotional styles and their implications for health // Cognition and emotion. 2011. № 25. P. 22–39.
  41. Ng A.H., Hynie M. // Personality and Individual Differences. 2014. № 70. P. 45–50.
  42. Paletz S.B. F., Peng K. Problem Finding and Contradiction: Examining the Relationship between Naive Dialectical Thinking, Ethnicity, and Creativity // Creativity research journal. 2009. № 21. P. 139–151.
  43. Peng K., Nisbet R.E. Culture, Dialectics, and Reasoning. About Contradiction // American Psychologist. 1999. Vol. 54. № 9. P. 741–754.
  44. Peng, K., Nisbett, R. E. Dialectical responses to questions on dialectical thinking // American Psychologis. 2000. № 55. P. 1067–1068.
  45. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development // Human Development. 1973. № 16. P. 346–370.
  46. Spencer-Rodgers J., Boucher H.C., Peng K., Wang L. Cultural differences in self-verification: The role of naïve dialecticism // Journal of Experimental Social Psychology. 2009. № 45. P. 860–866.
  47. Sternberg R.J., Lubart T. Investing in Creativity // American Psychologist. 1996. № 7. P. 677–688.
  48. Veraksa N.E., Belolutskaya A. K., Vorobyeva I. I., Krasheninnikov E. K., Rachkova E. V., Shiyan O. A., Shiyan I. B. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results // Psychology in Russia: State of the Art. 6 (2). 2013. P. 65–77.
  49. Veraksa N.E. Structural Approach to Dialectic Cognition //Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. P. 227–239.
  50. Yang Ch.-Ch., Wan Ch.-Sh. Dialectical thinking and creativity among young adults: a postformal operations perspective // Psychological Reports. 2010. N 106. P. 79–92.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести