К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ «ВНЕШНЕГО» И «ВНУТРЕННЕГО» В ПСИХОЛОГИИ
К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ «ВНЕШНЕГО» И «ВНУТРЕННЕГО» В ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000621-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация

Статья посвящена проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии. Обосновывается актуальность существенной корректировки в подходе к данной проблеме: необходимо выйти за рамки общего тезиса о том, что внешние причины действуют через внутренние условия, и сделать акцент на изучении собственной, внутренней активности субъекта, включая и «спонтанейные», имманентные аспекты развития. Показана неправомерность чересчур прямолинейного понимания проблемы социальной обусловленности психического развития; характеризуются понятие ядра субъективности, «возрастные вехи» его становления и изменения, происходящие в соотношении «внешнего» и «внутреннего» по мере онтогенетического развития. На основании эмпирических данных рассматривается понятие «малой среды», которая является в большей мере проявлением «внутреннего», чем «внешнего». В заключение автор рассматривает некоторые аспекты воспитания с позиции данной проблемы.

Ключевые слова
психология, марксизм, «внешнее» и «внутреннее»,индивид, «малая среда».
Классификатор
Дата публикации
01.09.1993
Всего подписок
0
Всего просмотров
371
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
3. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л.Рубинштейна. М., Наука, 1989. 244 с.
4.Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы//Психология формирования и развития личности. М., 1981.
5. Брушлинский А. В. С. Л. Рубинштейн — родоначальник деятельностного подхода в психологической науке//Психологический журнал. 1989. № 3. С. 43—59.
6. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая)//Психологический журнал. 1991. № 6. С. 3— 11.
7. Брушлинский А. В. Принцип детерминизма в трудах С. Л. Рубинштейна//Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 66—73.
8. Гурова Л. Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности//Вопросы психологии. 1991. № 6.
9. Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования//Вопросы психологии. 1991. № 6.
10. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М. 1990.
11. Дао Зуй Нган. Психологические предпосылки самовоспитания в юношеском возрасте.— Автореферат дисс... канд. психол. наук. М., 1982.
12. Валид Аль Масри. Становление личности младшего школьника как субъекта общения.— Автореферат дисс... канд. психол. наук. М., 1992.
13. Егорова М. С., Марютина Т. М. Развитие как предмет психогенетики//Вопросы психологии. 1992.№ 5.
14. Лейтес И. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
16.Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь//Принцип развития в психологии. М., 1978.
17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 46, ч. I.
18. Психология и марксизм («Круглый стол»)//Психологический журнал. 1993. № 1. С. 3—17.
19. Маркс К. Биография. М., 1968.
20. Миракян А. И. (ред.) Принцип порождающего процесса восприятия. М., 1992.
21. Орлова Л. В. Интеллектуально пассивные учащиеся//Вопросы психологии. 1991. N° 6.
22. Павиленис Р. И. Проблема смысла. М., 1983.
23. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
24. Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности//Вопросы психологии. 1984. №3.
25. Психологический словарь. М., 1983.
26. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте — Автореферат дис... канд.психол. наук. М., 1990.
27. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.
28. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
29. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни//Принцип развития в психологии. М., 1978.
30. Узнадзе Д. И. Психологические исследования. М., 1966.
31. Чудновский В. Э. Q возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника//Вопросы психологии, 1976. № 4. С. 41—54.
32. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. М., Педагогика, 1981. 208 с.
33. Чудновский В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей//Вопросы психологии. 1986.№ 3.
34. Чудновский В. Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания//Вопросы психологии. 1988. №4.
35. Чудновский В. Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений//Вопросы психологии. 1990. № 5.
36. Чуприкова Н. И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект//Вопросы психологии, 1990. № 5.
37. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии//Вопросы психологии. 1989. № 6

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести