Formation of a culture of information security of citizens of the Russian Federation in the face of new challenges: public law problems
Table of contents
Share
QR
Metrics
Formation of a culture of information security of citizens of the Russian Federation in the face of new challenges: public law problems
Annotation
PII
S102694520025209-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana A. Polyakova 
Occupation: Chief Research Fellow, Acting Head of the Information Law and International Information Security sector, Institute of State and Law
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Alexey V. Minbaleev
Occupation: Head of the Department of Information Law and digital technologies
Affiliation:
Kutafin Moscow state Law University (MSAL)
The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Natalia A. Troyan
Occupation: researcher, Sector of Information Law and International Information Security
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Edition
Pages
131-144
Abstract

The article is devoted to the study of legal issues of the development of information security culture of citizens of the Russian Federation in the context of the digital transformation of society. Given the priority of the tasks of ensuring information security in the national security system of the Russian Federation, the purpose of this article is to identify legal problems in the process of implementing the strategic tasks of ensuring national information security, including ensuring the information security of the state, society and citizens. At the same time, the attention of the authors is focused on the legal problems of forming a culture of information security of citizens, since they are the most vulnerable objects of information-psychological, destructive influence. The need to ensure the state of protection of citizens in the information space is associated not only with the realization of their rights, but also requires compliance with relevant duties and rules of conduct. The formation of a culture of information security requires the improvement of state policy aimed at the development of legal regulation not only in the private law, but also in the public law sphere. In connection with this, the authors substantiate the conclusion that these legal problems require scientific research in public law science, given the new passport of the specified scientific specialty. In the process of research, the tasks set were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis). Based on the dialectical method, it has been established that a wide range of challenges and threats to information security in modern conditions requires interdisciplinary and intersectoral approaches. It has been substantiated that it is necessary to develop an integrated approach and conduct a general information campaign for the population aimed at increasing legal literacy on information security issues, contributing to an increase in the level of trust in digital services and further digitalization of the state economy.

Keywords
digital transformation, information security culture, digital technologies, information security
Received
15.03.2023
Date of publication
29.06.2023
Number of purchasers
13
Views
539
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Введение
2 Сегодня в мире происходят процессы турбулентности, которые характеризуются информационными войнами и технологическими трансформациями, а также новыми вызовами и угрозами национальной информационной безопасности, в систему которой входит наряду с информационной безопасностью государства, общества и информационная безопасность граждан. Стремительное развитие цифровых технологий одновременно повышает уровень угроз деструктивного и иного негативного информационно-психологического воздействия на личность, гражданина, что является, к сожалению, отличительной особенностью современного мира. Такой формирующийся технологический миропорядок при цифровой трансформации общества и государственного управления требует особого внимания к вопросам «цифровой гигиены», а по сути, речь идет о формировании новой культуры информационной безопасности граждан. Эта задача в информационную (цифровую) эпоху становится не просто актуальной, но одной из наиболее важных проблем развития информационного общества в Российской Федерации на современном этапе его развития. Социальное значение повышения уровня культуры информационной безопасности в обществе детерминировано не только приоритетной, но и стратегически значимой задачей, от решения которой зависит императивность формирования навыков противодействия угрозам информационной безопасности, включая информационно-психологическое воздействие, а также увеличение степени грамотности по вопросам информационной безопасности граждан в России.
3 Современные методологические подходы к формированию системы правового обеспечения культуры информационной безопасности
4 В процессе исследования поставленные задачи были реализованы с помощью общенаучных методов. Методологическая основа исследования базируется на системном подходе к анализу проблем формирования системы правового обеспечения культуры информационной безопасности гражданина. Выделены основные элементы системы правового обеспечения информационной безопасности, которые влияют на правовое обеспечение и развитие культуры информационной безопасности гражданина в условиях современных вызовов.
5 Исследование проводилось также с позиций исторического подхода, позволившего создать целостную картину развития правового обеспечения культуры информационной безопасности в условиях развития информационных вызовов и угроз в последние годы.
6 На основе диалектического метода установлено, что большой спектр вызовов и угроз информационной безопасности в современных условиях требует междисциплинарных и межотраслевых подходов.
7 С помощью формально-юридического метода определена совокупность нормативных правовых актов, подлежащих изучению, выявлено их юридическое содержание, дана им оценка, найдены пробелы и коллизии правового обеспечения культуры информационной безопасности гражданина.
8 Новые вызовы и угрозы в современной цифровой среде
9 Очевидно, что в современных условиях цифровая среда генерирует широкий комплекс вызовов и угроз для национальной и международной информационной безопасности, что обусловливает необходимость выработки адекватных подходов к противодействию им, в том числе в правовой плоскости1. Полагаем справедливым, что в теории российского информационного права информационная безопасность преимущественно рассматривалась комплексно, включая аспекты безопасности как информации, так и самого человека в информационной среде2. Однако последний аспект зачастую сводился к вопросам защиты личности и социума от вредной информации. Представляется бесспорным, что стремительное развитие информационных технологий способствует реализации права на свободу и доступ к информации, но при этом значительно увеличивает количество угроз информационной безопасности как для отдельного гражданина Российской Федерации, так и для государства в целом3. При этом нельзя оставить без внимания вопрос защищенности личности (человека, гражданина), общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, зависящих от информационных технологий передачи, обработки и хранения данных, гарантирующих защиту их интересов.
1. См.: Полякова Т.А. Модели правового регулирования в глобальном информационном обществе / под общ. ред. Т.А. Поляковой. Саратов, 2020.

2. См.: Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008.

3. См.: распоряжение Правительства РФ от 22.12.2023 г. № 4088-р «О Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации // >>>> (дата обращения: 25.01.2023).
10 В условиях больших перемен, изменения миропорядка, активных процессов цифровизации мы наблюдаем повышенный интерес к цифровым технологиям, искусственному интеллекту, развитию цифровой экономики, цифровой трансформации государственного управления, что, в свою очередь, способствует модернизации всей системы информационного права, развивающейся в рамках публично-правовой науки. В связи с этим, полагаем, что сегодня особенно острой является общественная потребность осознания и научного осмысления не только настоящего (в современных реалиях), но и будущего, перспектив развития информационного права как отрасли, обеспечивающей развитие не только информационной безопасности государства, общества и личности, но и информационной безопасности гражданина.
11 Заслуживают внимания в этой связи слова акад. Т.Я. Хабриевой о том, что «в постиндустриальном обществе, по всей видимости, произойдет переоценка не только места и роли информации в жизни человека, государства, мирового сообщества, но и правовой концепции самой информации, понимаемой в настоящее время как любые сведения, сообщения, данные, независимо от их оформления, а информационное право выйдет за рамки полупериферийного состояния и приобретет значение если не основной, то важнейшей отрасли законодательства и права в целом»4.
4. Киберпространство БРИКС: правовое измерение / отв. ред. Дэн Руйпин, Т.Я. Хабриева. М., 2017. С. 18, 19.
12 Цифровые технологии, находясь в состоянии постоянного развития и расширяя доступ к информации на основе электронного взаимодействия субъектов информационного обмена, создают условия перехода государственного управления на новый уровень и повышения качества жизни населения. В связи с этим одной из основных угроз сегодня считаются угрозы достоверности и своевременности предоставления информации. В качестве нового вызова явно необходимо рассматривать и обеспечение достоверности всех информационных процессов в условиях цифровизации и активного использования во всех сферах общественной жизни сквозных цифровых технологий.
13 Современный гражданин ощущает ежедневную информационную нагрузку во многих сферах. Так, со стороны государства происходит ежедневная обработка значительного количества персональных данных гражданина: часто фиксируется его место нахождения в публичных местах, сохраняются «цифровые следы» пользования официальными информационными системами и ресурсами, формируются записи и аккаунты в рамках цифрового профилирования5.
5. См.: Виноградова Е.В., Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Цифровой профиль: понятие, механизмы регулирования и проблемы реализации // Правоприменение. 2021. Т. 5. № 4. С. 5 - 19.
14 Публично-правовые механизмы защиты прав граждан, к сожалению, еще не учитывают появление и развитие целой группы новых информационных прав и свобод граждан, связанных с цифровой реальностью, развитием метавселенных, активным использованием технологий искусственного интеллекта. Мы часто говорим о праве на отказ от использования тех или иных технологий, праве об использовании при обработке данных технологий искусственного интеллекта, но нормативно большинство таких новых прав не нашли отражения в полной мере в российском законодательстве. Это обусловливает появление многих рисков, в том числе и в сфере информационной безопасности.
15 В условиях алармизма в современном обществе, связанного во многом с осознанием гражданами своего недостаточного или низкого уровня информационной грамотности и культуры информационной безопасности, одним из ключевых вызовов становится необходимость обеспечивать формирование в обществе системы знаний об информационных угрозах и мерах реагирования на них, развития культуры информационной безопасности в обществе.
16 Роль и место современных актов стратегического планирования в обеспечении культуры информационной безопасности гражданина
17 Культура информационной безопасности связана с навыками искать, понимать, собирать, использовать и оценивать качество информации, ее достоверность. В связи с этим, учитывая изменения в эпоху цифровой трансформации, появилась необходимость переосмысления и развития права на информацию под воздействием цифровых технологий и платформенных решений, искусственного интеллекта, облачных технологий, которые позволят получать полную и достоверную информацию6.
6. См.: Троян Н.А. Предложения по совершенствованию системы применения цифровых технологий в нормотворческих и правоприменительных процессах // Мониторинг правоприменения. 2021. № 4 (41). С. 85.
18 Важная задача обеспечения национальной информационной безопасности - укрепление технологического, цифрового и других видов (например, сетевого) суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве. В связи с этим следует отметить значение документов стратегического планирования, особенно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2021 г.)7, где угроза национальной безопасности определяется как совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации. При этом важно, что обращено внимание на все возрастающую угрозу «деструктивного информационно-психологического воздействия», необходимость защиты российского общества от воздействия такого характера выделена в базовой Стратегии в качестве национального интереса. Эти вопросы, связанные с реализацией конституционных прав и свобод граждан, также нашли ранее отражение в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации8.
7. См.: Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации // >>>> (дата обращения: 25.01.2023).

8. См.: Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации >>>> (дата обращения: 25.01.2023).
19 В связи с этим заслуживает внимания позиция А.А. Смирнова, который в своем научном исследовании рассматривает информационно-психологическую безопасность как составную часть системы информационной безопасности, представляющую собой состояние защищенности личности, социальных групп и общества от деструктивного информационно-психологического воздействия9. Представляется, что такой подход существенно расширяет научное понимание предметного поля информационно-психологической безопасности и требует дальнейших междисциплинарных исследований.
9. См.: Смирнов А.А. Формирование системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2022. С. 16.
20 Кроме того, основными угрозами в информационной сфере являются использование IT-технологий в военно-политической и иных сферах для подрыва суверенитета государств, нарушения их территориальной целостности, а также в террористических, экстремистских и преступных целях. Так, в Указе Президента РФ от 12 апреля 2021 г. № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности»10, являющимся документом стратегического планирования, отражены официальные взгляды на сущность международной информационной безопасности. Нельзя также обойти вниманием в рамках рассматриваемой темы такой базовый документ стратегического планирования в Российской Федерации, как Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 08.11.2021 г. № 633)11, где к основным направлениям государственной политики относятся современные методы прогнозирования, развитие системы мониторинга и контроля стратегического планирования; кроме того, предложено формирование иерархической системы связанных между собой документов стратегического планирования. Это дает основания сделать вывод, что к таким документам должна быть отнесена и включена в систему документов стратегического планирования и стратегия (концепция) формирования и развития культуры информационной безопасности граждан в Российской Федерации. Значение совершенствования государственной политики в этой сфере определяется тем, что это одна из ключевых проблем развития информационного общества, поскольку она направлена на обеспечение информационной безопасности гражданина (личности) как члена этого общества и эта задача в значительной степени детерминирована необходимостью формирования информационной культуры граждан.
10. См.: Официальный интернет-портал правовой информации // >>>> (дата обращения: 25.01.2023).

11. См.: там же.
21 В условиях очевидного усиления процессов цифровой трансформации обеспечение информационной безопасности - одно из приоритетных направлений национальной безопасности, влияющих на развитие всей современной российской правовой системы, особенно информационного права и всего публичного права. Это связано с тем, что возрастают риски, вызовы и угрозы информационной безопасности, препятствующие реализации конституционно закрепленных прав и свобод гражданина в «цифровом» пространстве. Все это, по нашему мнению, свидетельствует о необходимости научного осмысления с позиции информационного права значительного количества проблем, касающихся обеспечения состояния защищенности личности, общества и государства от информационных угроз, а также адаптации к новым технологиям, изменению структуры общественных отношений12. Следует согласиться с позицией относительно того, что «риски в этой области связаны с определенным алармизмом, невозможностью реализации субъектами своих прав в современных условиях цифровизации, а также с уровнем культуры информационной безопасности, ростом оборота персональных данных и возможностей их нецелевого использования»13.
12. См.: Полякова Т.А. Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе / под общ. ред. Т.А. Поляковой. М., Саратов, 2022.

13. Там же.
22 Понятие культуры информационной безопасности
23 Исследование показало, что впервые понятия «безопасность» и «культура» встречаются в докладе Международной консультативной группы по ядерной безопасности (далее - МКГЯБ) в 1986 г. Кроме того, термин «культура безопасности» использовался в «Итоговом докладе о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле», опубликованном МАГАТЭ в качестве «Серий изданий по безопасности № 75-INSAG-1» в 1986 г. Этот термин раскрывается также в Основных принципах безопасности атомных электростанций, «Серия изданий по безопасности № 75-INSAG-3», выпущенных в 1988 г.14 МКГЯБ было предложено определение «культура безопасности»15. При этом культура безопасности была признана как фундаментальный управленческий принцип.
14. См.: Международная консультативная группа по ядерной безопасности / Основные принципы безопасности автономных электростанций. Серия изданий по безопасности № 75-INSAG-1 в 1986 году. Серия изданий по безопасности № 75-INSAG-3, выпущенных в 1988 году, МАГАТЭ, Вена (1989).

15. «Культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности АС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью» (см.: там же).
24 Генеральной Ассамблеей ООН в 2002 г. утверждены принципы формирования глобальной культуры кибербезопасности. При этом ГА ООН предложила всем соответствующим международным организациям и государствам - членам Организации учитывать эти элементы в рамках их усилий по развитию в обществе культуры кибербезопасности16. Следует обратить внимание, что в России в официальных документах принято использовать понятие «информационная безопасность», которое включает и кибербезопасность как более узкое понятие. Представляется, что на современном этапе особое значение имеет достижение высокого уровня компетентности в области цифровых технологий и информационной безопасности, постоянное обучение, являющееся одним из необходимых условий для успешной социализации личности в цифровой среде.
16. См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/57/239 «Создание глобальной культуры кибербезопасности». URL: >>>> UNDOC/GEN/N02/738/25/PDF/N0273825.pdf? Open Element (дата обращения: 25.01.2023).
25 Что касается понятия «культура», то это весьма широкое и сложное понятие, которое развивалось исторически. Так, культура (от лат. cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание17. Важно отметить позицию акад. В.С. Степина: «культура может быть определена как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях»18. Л.А. Петручак определяет «культуру» как «совокупность материальных и нематериальных благ, которые накоплены человечеством, включая способ их передачи от поколения к поколению и выражающих степень и уровень прогрессивного развития общества»19. Соответственно, культура выполняет многие функции (образовательную, познавательную, воспитательную, интегрирующую, ценностную и др.), но основной функцией культуры необходимо считать хранение, передачу и усвоение духовного опыта поколений20. Право и культура совершенно очевидно взаимосвязаны, поскольку и то и другое - результат осознанной, целеполагающей, ценностно ориентированной деятельности человека. Профессор О.Ю. Рыбаков по этому поводу полагает, что «в любом соотношении этих понятий можно выявлять устойчивые связи между ними, они закономерно связаны, объединены целеполагающей активной деятельностью человека и его организаций»21. Несомненно, право есть часть культуры, культурного явления, отражающее множественные ценностные, гносеологические, праксеологические связи человека в мире. Не вызывает сомнений актуальность правового обеспечения этих отношений и процессов, а также создание и сохранение общесоциальных ценностей. Право детерминировано особенностями культуры общества. Но необходима и его взаимосвязь с общекультурным фоном создания и реализации. Такие компоненты права, как правотворчество, правореализация, правовая доктрина предопределены характером социокультурного состояния среды их осуществления22. В связи с этим следует также согласиться с мнением проф. Г.В. Мальцева: «право часто рассматривают как элемент культуры, но на самом деле их связывают признаки, относящиеся ко всему объему того и другого понятия»23. Кроме того, представляется достаточно обоснованной точка зрения О.Ю. Рыбакова, что «культура свойственна индивиду и его сообществам, так как обеспечивает духовное воспроизводство, хранение и передачу ценностей развития человечества»24.
17. См.: URL: >>>> (дата обращения: 25.01.2023).

18. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / науч.-ред. совет: В.С. Степин – пред. Совета и др. М., 2010. С. 341.

19. Петручак Л.А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. М., 2012. С. 9.

20. См.: Рыбаков О.Ю. Философия права: учеб. для магистров. 2-e изд., перераб. и доп. М., 2022. С. 270.

21. Там же. С. 271.

22. См.: там же. С. 275.

23. Мальцев Г.В. Культурные традиции права. М., 2013. С. 6.

24. Рыбаков О.Ю. Указ. соч. С. 276.
26 В системе информационных отношений проблемы безопасности представляют многогранный и сложный комплекс. Как подчеркивала И.Л. Бачило, «в отношениях информационной безопасности создается цепочка генетической связи между пониманием и определенным смыслом таких понятий, как “опасность”, “информационная безопасность”, “правовое обеспечение безопасности” и т.д.»25.
25. Бачило И.Л. Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И.Л. Бачило. М., 2014. С. 88.
27 В настоящее время наиболее полное определение информационной безопасности содержится в Доктрине информационной безопасности (2016), хотя в современных условиях оно уже требует своего развития и является дискуссионным, особенно в связи с признанием его одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности в Стратегии национальной безопасности (2021). Вместе с тем нельзя обойти вниманием Модельный закон СНГ «О международном информационном обмене» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 26.03.2002 г.№ 19-7)26, где информационная безопасность определена как «состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства». В Решении Совета глав государств СНГ «О Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности и о Комплексном плане мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности на период с 2008 по 2010 год» (принято в г. Бишкеке, 10.10.2008 г.) также уделялось внимание информационной безопасности27; в Модельном законе СНГ «Об информации, информатизации и информационной безопасности» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 28.11.2014 г. № 41-15)28 «информационная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве».
26. См.: Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. 2002. № 29.

27. Информационная безопасность представлена как «состояние защищенности от внешних и внутренних угроз информационной сферы, формируемой, развиваемой и используемой с учетом жизненно важных интересов личности, общества и государства» (см.: URL: >>>> (дата обращения: 25.01.2023)).

28. См.: URL: >>>> (дата обращения: 25.01.2023).
28 В Решении Совета глав правительства СНГ «О Стратегии обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств» (принято в г. Москве 25.10.2019 г.)29 информационная безопасность определена как состояние защищенности личности, общества и государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве. Аналогичный подход реализован в документах в Республике Беларусь, где в соответствующей Концепции информационной безопасности отмечена ее актуальность и значение и обращено внимание, что она обусловливается таким фактором, как необходимость информирования граждан, а также международного сообщества о принятых в стране взглядах о сфере информационной безопасности и приоритетах ее обеспечения, а информирование граждан достоверной информацией на современном этапе является обязательным. В соответствии с постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1 «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь»30 используется понятие «информационная безопасность» как «состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере». В результате сравнительного исследования ряда правовых актов важно отметить, что значение информационной безопасности в значительной степени детерминировано другими направлениями национальной безопасности в условиях экспоненциального роста развития и использования информационных технологий. Это касается не только обороны страны и экономико-производственной области, но и социальной структуры, области культуры и воспитания граждан, особенно молодого поколения.
29. См.: Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: >>>> (дата обращения: 25.01.2023).

30. См.: Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: >>>> (дата обращения: 25.01.2023).
29 Информация - один из ключевых инструментов воздействия и манипуляции на общественное сознание. В связи с этим особую остроту и актуальность приобретает вопрос об исследовании феномена культуры информационной безопасности как социально важного элемента (составляющей) общественного развития. В то же время, по мнению С. Форреста, «культурная безопасность есть не процесс защиты культуры от рисков и угроз, а создание определенных условий, при которых культура будет безопасно функционировать и развиваться по своим законам. Безопасность есть состояние системного равновесия, где сохранение созданных культурных категорий в большей степени стабилизирует и сохраняет ее»31. По утверждению Л.В. Астаховой и С.С. Лушниковой, культура информационной безопасности – это «способ организации информационной деятельности субъекта, при котором знания и ценностные модели его поведения обеспечивают ему и другим субъектам безопасное функционирование и развитие в информационно-технологической среде»32.
31. Цит. по: Романова А.П. Культурная безопасность как предмет философских дискуссий // Гуманитарные исследования. 2012. № 4 (44). С. 258–262. Об этом см. также: Кроткова Н.В., Серегин Н.С. Безопасность и культура (Материалы Международного исследовательского семинара) // Право и государство: теория и практика. 2005. № 4. С. 134–143.

32. Астахова Л.В., Лушникова С.С. Культура информационной безопасности предприятия: сравнительный анализ зарубежных и российских исследований // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2019. № 1 (31). С. 44.
30 Вместе с тем нельзя оставить без внимания позицию А.А. Малюка и других авторов, предложивших под «культурой информационной безопасности» понимать «знания и навыки граждан и организаций, позволяющие им безопасно использовать информационные и телекоммуникационные технологии в своей деятельности и принимать меры, направленные на выявление и нейтрализацию угроз, способных нанести им тот или иной ущерб. При этом важнейшей составляющей культуры информационной безопасности являются правила, нормы и стандарты безопасного использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе этические нормы»33.
33. Малюк А.А., Полянская О.Ю., Алексеева И.Ю. Этика в сфере информационных технологий. М., 2011. С. 8.
31 Следует признать, что в России сегодня не сформировался системный подход к повышению грамотности граждан по вопросам информационной безопасности. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос формирования и развития культуры информационной безопасности. Полагаем, что утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2023 г. № 4088-Р Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации34 будет в определенной мере способствовать повышению уровня грамотности граждан России по вопросам информационной безопасности, позволит уменьшить количество преступлений с использованием цифровых технологий и обеспечит защиту персональных данных, а также предоставит возможности повысить уровень доверия к цифровым сервисам. В указанной Концепции «культура информационной безопасности – это совокупность сформированных знаний, умений и навыков по вопросам информационной безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание гражданина Российской Федерации в информационном пространстве».
34. См.: Официальный интернет-портал правовой информации // >>>> (дата обращения: 25.01.2023).
32 В целом положительно оценивая данное определение, необходимо отметить и определенные недостатки. Так, явно в нем упущена аксиологическая составляющая. Любая культура предполагает систему ценностей на основе духовно-нравственного восприятия тех или иных знаний, навыков и умений личности. Любая личность оценивает сквозь призму сформированных ценностей определённые установки и формирует модели своего поведения, в том числе в информационном пространстве. Включение ценностей в систему ориентиров и условий безопасного пребывания в информационном пространстве позволило бы акцентировать внимание на ряде информационных угроз нравственного характера, влияющих на информационную безопасность в целом, а также на уровень ее реализации в рамках сформированной культуры информационной безопасности.
33 Влияние информационных вызовов и угроз на состояние развития культуры информационной безопасности
34 Полагаем важным, что в Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации угрозы информационной безопасности разделены с технической и психологической точек зрения. При этом угрозы информационной безопасности с технической точки зрения представляют собой утечку информации, несанкционированный доступ к информационным ресурсам, нарушение функционирования информационных систем или их компонентов, несанкционированный массовый сбор информации и др. Тогда как с психологической точки зрения к угрозам необходимо отнести негативное воздействие (травлю) в цифровом пространстве, пропаганду насилия, распространение недостоверной информации и другого вредоносного контента. Таким образом, не вызывает сомнений, что выделенные угрозы оказывают деструктивное влияние на все сферы жизни граждан Российской Федерации, и противодействие этому требует выработки и применения целого комплекса мер.
35 Вместе с тем большой спектр вызовов и угроз информационной безопасности в современных условиях требует развития интеграционного сотрудничества в разных сферах. В связи с этим остаются актуальными такие проблемы, как недостаточный контроль за соблюдением требований по защите персональных данных, формирование пространства доверия и развития института идентификации, а также противоправные действия в информационном пространстве в различных сферах (банковской, финансовой), распространение недостоверной информации и т.д.35
35. См.: Полякова Т.А. Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе / под общ. ред. Т.А. Поляковой. С. 43.
36 В условиях цифровой трансформации на современном этапе в качестве определяющей предпосылки построения системы обеспечения информационной безопасности выступает комплекс существующих и потенциальных угроз в этой области36. При этом необходимо учитывать, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации угроза национальной безопасности определяется как «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и правовому регулированию, технических и технологических возможностей целостности, обороне и безопасности государства». В других источниках, включая официальные акты, а также научную литературу, угроза информационной безопасности рассматривается прежде всего как фактор или совокупность факторов, создающих опасность для личности, общества и государства и их интересов в информационном пространстве37.
36. См.: Смирнов А.А. Указ. соч. С. 64.

37. См.: Концепция Конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности / Совет Безопасности Российской Федерации. URL: >>>> (дата обращения: 25.01.2023).
37 Проведение на регулярной основе мониторинга информационной грамотности граждан - одна из приоритетных задач, определенных в указанной Концепции. Очевидно, что нужен новый комплексный научно обоснованный подход к решению поставленной задачи с учетом необходимости обучения граждан современным правилам поведения для обеспечения информационной безопасности. На концептуальном уровне отмечено, что для повышения уровня культуры информационной безопасности необходимо разделение граждан на группы с целью более эффективного донесения достоверной информации об основных правилах информационной безопасности страны, предложена т.н. сегментация, хотя представляются недостаточно обоснованными ее критерии (в частности, не совсем ясно, чем обусловлен возраст после 45 лет).
38 Меры публично-правового обеспечения культуры информационной безопасности гражданина
39 Погружаясь в современное информационное пространство, каждый несовершеннолетний попадает в небезопасную для него среду, противостоять которой в силу возрастных особенностей очень сложно38. В силу этих факторов условия социальной среды ребенка требуют обновленных подходов к формированию информационной культуры несовершеннолетнего, позволяющих противостоять рискам и угрозам информационного пространства, а также выработки т.н. социального иммунитета и устойчивости личности ребенка к информационным рискам39. Несовершеннолетние граждане в значительной степени уязвимы к различным угрозам информационной безопасности, в особенности к травле (негативное психологическое воздействие) в цифровом пространстве в силу своего возраста, отсутствия необходимых знаний в области информационной безопасности, а также свободного (без контроля взрослых) использования информационно-коммуникационной сети Интернет, приводящего к ложному ощущению безопасности. В силу этих особенностей крайне важно воспитание и обучение, получение знаний по всему спектру вопросов информационной безопасности, таких как распознание фишинговых сайтов и сообщений, телефонного мошенничества, выработка умения распознать недостоверную информацию и вредоносный контент. Формирование информационной культуры несовершеннолетних предусматривает обучение правовым знаниям и навыкам правовой грамотности, разъяснение прав в информационной сфере, а также правовое просвещение в сфере информационной безопасности.
38. См.: Чубукова С.Г. Теоретические проблемы системы субъектов информационного права // Право и государство: теория и практика. 2018. № 12 (168). С. 103.

39. См.: Рыбакова О.С. Информационная безопасность несовершеннолетних // Безопасность детства: социальные проблемы и правовые способы их решения / под ред. О.Ю. Рыбакова. М., 2021. С. 292.
40 Полагаем заслуживающего особого внимания выступление по этому поводу Святейшего Патриарха Кирилла при встрече со студентами калининградских вузов, где он отметил, «невозможно защитить сегодня нашу молодежь и детей от информации, которую они потребляют. Только внутри самого человека должны быть выстроены эти рубежи обороны, причем выстроены должны быть очень творчески. Эти рубежи обороны в масштабах личности, семьи и государства не должны отождествляться с охранительной политикой. Человек должен быть достаточно открыт к восприятию того, что несет ему современный мир, и одновременно быть способным защищать самые сокровенные глубины своей жизни, сохраняя свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохраняя нравственную систему ценностей»40.
40. Официальный сайт Московского Патриархата // >>>> (дата обращения: 25.01.2023).
41 Не менее справедливым представляется суждение проф. О.Ю. Рыбакова, рассматривающего правовое просвещение как одну из значимых форм реализации правовой политики государства, с его помощью происходит воздействие на сознание, формируется определенный образ мыслей и поведения41. Следует также согласиться с позицией Э.И. Атагимовой: «правовое просвещение является важным условием создания эффективной системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних и формирования юридической культуры молодежи»42. Необходимо отметить, что информационное воздействие на детей и подростков оказывают размещенные в сети Интернет призывы к массовым беспорядкам, экстремистским действиям, совершениям самоубийства и другие действия. Безусловно, вызывает особую тревогу то, что несовершеннолетние подвергаются психологическому воздействию в социальных сетях, которыми они активно пользуются.
41. См.: Рыбаков О.Ю. Правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: формы и виды // Юристь-Правоведь. 2004. № 4 (11). С. 23 - 26.

42. Атагимова Э.И. Правовое просвещение и предупреждение молодежной преступности // Мониторинг правоприменения. 2015. № 4 (17). С. 16 - 22.
42 Все это свидетельствует о том, что сегодня необходима выработка междисциплинарных научных подходов для развития государственной политики, направленной на решение актуальных проблем формирования культуры информационной безопасности на основе мониторинга, прогнозирования, результатов социальных исследований, анализа зарубежного опыта, разработки соответствующих образовательных программ и т.д. Как представляется, для этого необходима разработка соответствующей программы в целях реализации положений концепции и формирования правовой базы для интеграции всех процессов, включая воспитательные механизмы правового просвещения, образовательные, производственные и иные.
43 Важно обратить внимание и на Концепцию информационной безопасности детей43. Этот документ, регулирующий совершенствование механизмов защиты несовершеннолетних от дестабилизирующего воздействия информационной среды и создания благоприятных условий адаптации, обеспечения гармоничного развития молодого поколения, был утвержден Правительством РФ в 2015 г. и, несомненно, нуждается в существенной корректировке с учетом значительного количества новых вызовов и угроз в отношении информационной безопасности несовершеннолетних граждан. Это отмечается в целом ряде научных исследований, посвященных вопросам информационной безопасности несовершеннолетних44. Представляются обоснованными позиции ряда авторов относительно того, что этот документ исчерпал свой потенциал и в современных реалиях он не может являться концептуальной основой совершенствования законодательства и выработки эффективных мер обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних (детей)45.
43. См.: распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 г. № 2471-Р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // СЗ РФ. 2015. № 49, ст. 7055.

44. См., напр.: Смирнов А.А. Указ. соч.; Его же. Проблемы совершенствования законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной Всеросс. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения), 20 марта 2015 г.: в 3 ч. Ч. III / сост.: Ю.Е. Аврутин, А.И. Каплунов. СПб., 2015. С. 130–134.

45. См.: Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Формирование системы информационного права как научного направления: этапы развития и перспективы // Государство и право. 2019. № 2. С. 80 - 92. DOI: 10.31857/S013207690003854-1
44 Необходимо учитывать, что конституционные приоритеты в сфере обеспечения безопасности и охраны прав несовершеннолетних конкретизированы также в нормах Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»46, который также нуждается в развитии. В указанном Федеральном законе на законодательном уровне закреплены базовые понятия, такие как «доступ детей к информации», «информационная безопасность детей» и т.д. Был принят также ряд правовых актов в сфере противодействия распространению негативного контента (например, Федеральный закон от 28.07.2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»47 и др.).
46. См.: СЗ РФ. 2011. № 1, ст. 48.

47. См.: СЗ РФ. 2012. № 31, ст. 4328.
45 Задача формирования современной культуры информационной безопасности требует использования возможностей всех звеньев системы непрерывного образования для повышения осведомленности всех членов общества о проблемах безопасности информационных систем и сетей, осознания каждым человеком своей роли и ответственности, обучения людей этике в сфере информационных технологий, целенаправленной деятельности государственных органов в сфере законодательства, нормативного регулирования, а также активной деятельности граждан48.
48. См.: Малюк А.А., Малюк З.П. Актуальные вопросы создания системы массового обучения культуре информационной безопасности // Безопасность информационных технологий=IT Security. 2021. Т. 28. № 4. С. 11.
46 Заслуживает внимания опыт организации информационного просвещения несовершеннолетних в рамках проведения по инициативе Совета Федерации ФС РФ при поддержке Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций ежегодного (начиная с 2014 г.) Единого урока по безопасности в сети Интернет49.
49. См.: Единый урок, календарь, методики, материалы. Основы информационной безопасности детей // Единый урок по безопасности в сети Интернет. URL: >>>> (дата обращения: 25.01.2023).
47 Кроме того, в 2023 г. создан Альянс по защите детей в цифровой среде - добровольное объединение девяти крупных технологических цифровых и медиакомпаний России, созданное в 2021 г. с целью развития безопасного и благоприятного интернет-пространства для юных пользователей. В Альянс входят «ВымпелКом», «Газпром Медиа Холдинг», «Лаборатория Касперского», «МегаФон», МТС, VK, «Национальная Медиа Группа», «Ростелеком» и «Яндекс»50.
50. См.: Лаборатория Касперского. URL: >>>> (дата обращения: 25.01.2023).
48 Следует отметить, что на сайте «Лаборатория Касперского» для родителей и детей создана целая серия сайтов по безопасности в режиме онлайн, где представлено новое интерактивное обучение в Интернете в целях приобретения знаний, позволяющих распознавать уловки фишеров (мошенников). С помощью портала My Kaspersky может осуществляться наблюдение за общениями ребенка. На сайте также есть рубрика для преподавателей, где представлен Методический материал «Введение в основы цифровой грамотности и гигиены для учащихся младших классов»51.
51. Защита детей. Методические материалы для учителей. URL: >>>> (дата обращения: 25.01.2023).
49 Как представляется, при совершенствовании законодательства Российской Федерации в данной сфере целесообразно воспринять эффективные механизмы и средства воздействия, направленные на безопасное развитие, воспитание, образование ребенка, безопасность его жизни, здоровья и в целом обеспечивающие его благополучие52.
52. См.: Рыбакова О.С. Указ. соч. С. 319.
50 Сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН в рамках выполняемых государственных заданий предложены перспективные исследования в информационно-правовой сфере, связанные с разработкой возможных моделей правового регулирования цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности, а также с построением системы международных принципов обеспечения международной информационной безопасности и разработкой гарантий и средств их реализации, и ряд других исследований53. Сегодня важно исследовать и выработать основные концептуальные подходы к формированию системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе, а также разработать возможные модели данной системы в этих условиях; исследовать отдельные уровни и элементы системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе и механизмы их взаимодействия и взаимовлияния. Необходимо создать систему документов стратегического планирования в данных направлениях, а также мониторинга их контроля и реализации, касающихся целенаправленной и скоординированной деятельности всех участников стратегического планирования по реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности54.
53. См.: Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» // Государство и право. 2021. № 9. С. 107–116. DOI: 10.31857/S102694520016732-6; Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Наумов В.Б. Правовое регулирование квантовых коммуникаций в России и в мире // Государство и право. 2022. № 5. С. 104–114. DOI: 10.31857/S102694520019763-0; Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Новые векторы развития информационного права в условиях цивилизационного кризиса и цифровой трансформации // Государство и право. 2020. № 5. С. 75–87. DOI: 10.31857/S013207690009678-7; Их же. Развитие науки информационного права и правового обеспечения информационной безопасности: формирование научной школы информационного права (прошлое и будущее) // Государство и право. 2021. № 12. С. 97 - 108. DOI: 10.31857/S102694520017761-8

54. См.: Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Формирование системы информационного права как научного направления: этапы развития и перспективы. С. 88.
51 Заключение
52 В заключение необходимо отметить возрастающее значение в информационном обществе правового обеспечения информационной безопасности - подотрасли информационного права. Вместе с тем оно стало важной составляющей одного из приоритетных направлений национальной безопасности, в связи с этим стратегической задачей является необходимость выработки комплексного подхода к реализации указанных задач, включая проведение общей информационной кампании для населения, направленной на повышение грамотности по вопросам информационной безопасности. Это будет способствовать повышению уровня доверия к цифровым сервисам и дальнейшей цифровизации экономики государства и оградит граждан от преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий. Целью государственной политики в области повышения культуры информационной безопасности в России является формирование у граждан навыков противодействия угрозам информационной безопасности, в том числе информационно-психологическим угрозам, и, как следствие, необходимость повышения общего уровня грамотности по вопросам информационной безопасности граждан России (Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации).
53 В процессе научного исследования обосновано, что на современном этапе для решения актуальных проблем необходимо создание системы массового обучения граждан в области информационной безопасности. Эта подготовка должна включать в себя приобретение этических норм информационного общества, освоение нормативно-правовой базы, регулирующей развитие информационных технологий, а также развитие цифровой экономики страны, технологий: интернета вещей, больших данных, распределенного хранения данных, сети пятого поколения. На наш взгляд, основой массового правового просвещения, включая, разумеется, и рассматриваемую область, должна быть единая образовательная среда, интегрирующая все уровни образования. Кроме того, необходима система онлайн-курсов, размещаемых в сети Интернет.
54 Создание новых качественных показателей жизнедеятельности человека и общества может пониматься молодым поколением как продукт развития цивилизаций, неизбежно и однозначно внедряющийся в жизнь. Важно, чтобы восприятие молодым поколением новых технологических решений происходило на основе ценностей, выработанных человечеством, на фундаментальной, гуманистической основе. Именно молодое поколение есть ведущее звено, от их профессиональных, гражданских, нравственных ориентиров и ценностей зависит судьба мира55.
55. См.: Рыбакова О.С. Указ. соч. С. 387.

References

1. Astakhova L.V., Lushnikova S.S. Culture of enterprise information security: comparative analysis of foreign and Russian studies // Herald of the Ural Federal District. Security in the information sphere. 2019. No. 1 (31). P. 44 (in Russ.).

2. Atagimova E.I. Legal education and prevention of youth crime // Monitoring of law enforcement. 2015. No. 4 (17). P. 16 - 22 (in Russ.).

3. Bachilo I.L. The concept of the Information Code of the Russian Federation / ed. by I.L. Bachilo. M., 2014. P. 88 (in Russ.).

4. Vinogradova E.V., Polyakova T.A., Minbaleev A.V. Digital profile: concept, regulatory mechanisms and problems of implementation // Law enforcement. 2021. Vol. 5. No. 4. P. 5–19 (in Russ.).

5. BRICS Cyberspace: legal dimension / res. ed. Dan Ruipin, T. Ya. Khabrieva. M., 2017. P. 18, 19 (in Russ.).

6. Krotkova N.V., Seregin N.S. Security and culture (Materials of the International Research Seminar) // Law and the State: Theory and Practice. 2005. No. 4. P. 134 - 143 (in Russ.).

7. Maltsev G.V. Cultural traditions of law. M., 2013. P. 6 (in Russ.).

8. Malyuk A.A., Malyuk Z.P. Actual issues of creating a system of mass education in the culture of information security // Information technology security= IT Security. 2021. Vol. 28. No. 4. P. 11 (in Russ.).

9. Malyuk A.A., Polyanskaya O. Yu., Alekseeva I. Yu. Ethics in the field of information technology. M., 2011. P. 8 (in Russ.).

10. The New Philosophical Encyclopedia: in 4 vols. / scientific-ed. Advice: V.S. Stepin – Chairman. M., 2010. P. 341 (in Russ.).

11. Petruchak L.A. Legal culture as a determinant of modern Russian society. M., 2012. P. 9 (in Russ.).

12. Polyakova T.A. Models of legal regulation in the global information society / ed. by T.A. Polyakova. Saratov, 2020 (in Russ.).

13. Polyakova T.A. Legal provision of information security in building an information society in Russia: dis. ... Doctor of Law. M., 2008 (in Russ.).

14. Polyakova T.A. Formation of the system of legal regulation of information security in the conditions of big challenges in the global information society / under the general ed. T.A. Polyakova. M., Saratov, 2022. P. 43 (in Russ.).

15. Polyakova T.A., Minbaleev A.V. The concept and legal nature of “digital maturity” // State and Law. 2021. No. 9. P. 107 - 116. DOI: 10.31857/S102694520016732-6 (in Russ.).

16. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. New vectors of Information Law development in the conditions of civilizational crisis and digital transformation // State and Law. 2020. No. 5. P. 75 - 87. DOI: 10.31857/S013207690009678-7 (in Russ.).

17. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Development of the science of Information Law and legal provision of information security: formation of the scientific school of Information Law (past and future) // State and Law. 2021. No. 12. P. 97 - 108. DOI: 10.31857/S102694520017761-8 (in Russ.).

18. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Formation of the Information Law system as a scientific direction: stages of development and prospects // State and Law. 2019. No. 2. P. 80 - 92. DOI: 10.31857/S013207690003854-1 (in Russ.).

19. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Naumov V.B. Legal regulation of quantum communications in Russia and in the world // State and Law. 2022. No. 5. P. 104 - 114. DOI: 10.31857/S102694520019763-0 (in Russ.).

20. Romanova A.P. Cultural security as a subject of philosophical discussions // Humanitarian studies. 2012. No. 4 (44). P. 258 - 262 (in Russ.).

21. Rybakov O. Yu. Legal policy in the field of protection of personal rights and freedoms: forms and types // Yurist-Pravoved. 2004. No. 4 (11). P. 23 - 26 (in Russ.).

22. Rybakov O. Yu. Philosophy of Law: textbook for masters. 2nd ed., reprint and add. M., 2022. P. 270, 271, 275, 276 (in Russ.).

23. Rybakova O.S. Information security of minors // Childhood security: social problems and legal ways to solve them / ed. by O. Yu. Rybakov. M., 2021. P. 292, 319, 387 (in Russ.).

24. Smirnov A.A. Problems of improving legislation on the protection of children from information that harms their health and development // Actual problems of Administrative and Administrative Procedural Law: materials of the annual All-Russian Scientific and Practical Conference (Sorokin Readings), March 20, 2015: at 3 p.m. III / comp.: Yu. E. Avrutin, A.I. Kaplunov. SPb., 2015. P. 130 - 134 (in Russ.).

25. Smirnov A.A. Formation of the system of legal support of information and psychological security in the Russian Federation: dis. ... Doctor of Law. M., 2022. P. 16, 64 (in Russ.).

26. Troyan N.A. Proposals for improving the system of application of digital technologies in law-making and law-enforcement processes // Monitoring of law enforcement. 2021. No. 4 (41). P. 85 (in Russ.).

27. Chubukova S.G. Theoretical problems of the system of subjects of Information Law // Law and the State: Theory and Practice. 2018. No. 12 (168). P. 103 (in Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate