Эстетическое измерение техники: динамо-машина как технологическое возвышенное на рубеже XIX и XX вв.
Эстетическое измерение техники: динамо-машина как технологическое возвышенное на рубеже XIX и XX вв.
Аннотация
Код статьи
S2413-90840000617-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
37-50
Аннотация
Во второй половине XIX в. технологии насыщали городское пространство и преобра­зовывали фабричное производство во всем мире. Рецепция технологий в повседнев­ной жизни была связана с эстетическим осмыслением, кроме того, восприятие новых технологий было сложным эмоциональным опытом, пробуждающим размышления о возможностях человеческого разума, о возможностях рукотворной силы, об истори­ческой роли техники и ее будущем развитии. Настоящая статья посвящена эстетиче­ским характеристикам интеракции с технологиями как аффективному эстетическому опыту технологического возвышенного. В качестве примера будет рассмотрена репре­зентация и рецепция динамо-машины в публичном дискурсе рубежа XIX и XX вв. По­нятие технологического возвышенного развивает классическую категорию возвышен­ного, которая трактовалась как характеристика предельной степени напряжения чувств при встрече с объектами и явлениями, превосходящими возможности человеческого восприятия. В Новое время эстетика возвышенного была открыта в природе, а в XIX в. на роль объектов возвышенного опыта стали претендовать новые машины и техноло­гии. Технологическое возвышенное можно расценивать как трансгрессивный опыт (столкновение с пределами человеческого восприятия и границами возможностей) и как экзистенциальный опыт (осознание человеком конечности своего бытия).
Ключевые слова
технологическое возвышенное, трансгрессия, динамо-машина, элек­трическое возвышенное, национальная идентичность, электричество, история элек­тричества
Классификатор
Дата публикации
01.12.2020
Всего подписок
12
Всего просмотров
474
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Антоний, 1914 – Антоний (Булатович А.К.; иеросхимонах). Моя мысль во Христе: О деятельности (энергии) божества. Петроград: Исповедник, 1914. 244 с.
  2. Адамс, 1988 – Адамс Г. Воспитание Генри Адамса / Пер. с англ. М.А. Шерешевской. М.: Прогресс, 1988. 751 с.
  3. Вернер, 1884 – Вернер М.А. В чужих краях: Обзор европейских выставок 1883. М.: Унив. тип. (М. Катков), 1884. 253 с.
  4. Кант, 1994 – Кант И. О динамически возвышенном в природе // Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. (Философ. наследие). С. 130‒150.
  5. Краткие сведения по электротехнике, 1892 – Краткие сведения по электротехнике в ее современном состоянии. Издание для посещающих 4 Электр. выст. Имп. Рус. техн. о-ва. Санкт-Петербург: Журн. «Электричество», 1892. 102 с.
  6. Маккуайр, 2014 – Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство / Пер. с англ. М. Коробочкин. М.: Стрелка, 2014. 388 с.
  7. Меньшиков, 1993 – Меньшиков М.О. Материалы к биографии: [Сб. материалов]. М.: Студия «ТРИТЭ»; Рос. архив, 1993. С. 5‒8. (Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв.; Вып. IV). URL: https://prozhito.org/note/14910 (дата обращения: 01.04.2020).
  8. Никифорова Л. и др., 2017 – Никифорова Л.В., Никифорова Н.В., Васильева А.Л. Итальянский балет-феерия и «технологическое возвышенное». Реабилитация «Эксцельсиора» // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. № 3 (50). С. 52‒66.
  9. Никифорова Н., 2017 – Никифорова Н.В. Электричество в утопических образах будущего // Контуры будущего: технологии и инновации в культурном контексте. Коллективная монография / Под ред. Д.И. Кузнецова, В.В. Сергеева, Н.И. Алмазовой, Н.В. Никифоровой. СПб.: Астерион, 2017. С. 422‒426.
  10. Орлов, 1900 – Орлов М.А. Всемирная парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. Санкт-Петербург: Тип. бр. Пантелеевых, 1900. 224 с.
  11. Райский, 1889 – Райский П. Парижская выставка 1889 г. СПб., 1889. 396 с.
  12. Смирнов, 1900 – Смирнов А.И. Успехи электротехники. Речь председателя съезда А.И. Смирнова на открытии съезда // Электричество. 1900. № 1‒2. С. 12‒18.
  13. Столяров, 1910 – Столяров Я.В. Несколько слов о красоте в технике. Речь, чит. на торжеств. акте по случаю 25-летия Харьк. технол. ин-та имп. Александра III. Харьков: Тип. и лит. М. Зильберберг и с-вья, 1910. 16 с.
  14. Страхов, 1906 – Страхов П.С. Эстетические задачи техники. М: Типо-лит. Рус. т-ва печат. и изд. дела, 1906. 103 с.
  15. д’Удин, 1911 – д’Удин, Жан. Искусство и жест / Пер. с фр. [и снабдил предисл.] кн. Сергей Волконский. Санкт-Петербург: Аполлон, 1911. 248 с.
  16. Уэллс, 1964 – Уэллс Г. Бог Динамо // Уэллс Г. Собр. соч.: в 15 т. Т. 2. М.: Правда, 1964. С. 256‒262.
  17. Федорова, 2014 – Федорова К.Е. Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры (на материале медиаискусства): дисс. … канд. филос. наук: 09.00.04. Екатеринбург, 2014. 161 с.
  18. Фицджеральд, 2014 – Фицджеральд Ф.С. Вечер на ярмарке // Фицджеральд Ф.С. Успешное покорение мира [рассказы]. Санкт-Петербург: Азбука, 2014. С. 50‒71.
  19. Чудеса Американской всемирной выставки, 1894 – Чудеса Американской всемирной выставки в городе Чикаго в 1893 году. Санкт-Петербург: Постоянная комис. по устройству нар. чтений, 1894. 36 с.
  20. Шпаков, 2008 – Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М.: АСТ: Зебра Е, 2008. 382 с.
  21. Berghaus, 2009 – Berghaus G. Futurism and the Technological Imagination Poised between Machine Cult and Machine Angst // Futurism and the Technological Imagination. Amsterdam, New York: Rodopi, 2009. P. 1‒41.
  22. de Mul, 2011 – de Mul J. Le sublime (bio)technologique // Diogène. Vol. 233‒234. No. 1. 2011. P. 45‒57.
  23. Di Cola, Stone, 2012 – Di Cola J.M., Stone D. Chicago’s 1893 World’s Fair. USA: Arcadia Publishing, 2012. 127 p.
  24. Gooday, 2008 – Gooday G. Domesticating Electricity: Technology, Uncertainty and Gender, 1880‒1914. London: Pickering & Chatto, 2008. 292 p.
  25. Martschukat, 2002 – Martschukat J. “The Art of Killing by Electricity”: The Sublime and the Electric Chair // The Journal of American History. 2002. Vol. 89. No. 3. P. 900‒921.
  26. Marx, 1964 – Marx L. The Machine in the Garden: Technology and the Pastoral Ideal in America. London, Oxford, New York: Oxford University Press, 1964. 392 p.
  27. Mosco, 2004 – Mosco V. The Digital Sublime: Myth, Power, and Cyberspace. Cambridge, MA: The MIT Press, 2004. 230 p.
  28. Nye, 1996 – Nye D. American Technological Sublime. Cambridge and London: MIT Press, 1996. 362 p.
  29. Nye, 2004 – Nye D. America as Second Creation: Technology and Narratives of New Beginnings. Cambridge and London: MIT Press, 2004. 371 p.
  30. Nye, 1997 – Nye D. Energy Narratives // Technology and the Construction of American Culture. New York: Columbia University Press, 1997. P. 73‒91.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести