РЕГУЛЯТОРНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
РЕГУЛЯТОРНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000596-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Приводятся данные эмпирического исследования взаимосвязи регуляторных характеристик и когнитивных способностей школьников с математической успешностью, демонстрируемой в различных ситуациях: при выполнении различных математических тестовых заданий, в учебных ситуациях (академические достижения), в ситуации экзамена (N = 321). Обсуждаются данные сравнительного анализа значимых регуляторных и когнитивных предикторов для различных видов математической успешности школьников. Показано, что общий уровень осознанной саморегуляции учебной деятельности является статистически значимым предиктором математической беглости, успешности в решении математических, логических задач и уравнений, а также академических достижений в математике.
Ключевые слова
Осознанная саморегуляция, математические способности, когнитивные способности, учебная деятельность, школьники
Классификатор
Дата публикации
03.07.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
641
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость)//Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 4. URL: http://psystudy.ru
  2. Кочергина Е.В., Най Дж.В.К., Орёл Е.А. Факторы "Большой пятерки" как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов//Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. С. 4. http://psystudy.ru.
  3. Круглова Н.Ф. Особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте//Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. С. 66-73.
  4. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека//Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 5-17.          
  5. Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека//Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 59-68.           
  6. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. Изд-во "Институт психологии РАН"; Психологический ин-т РАО. М.: Наука, 2010.
  7. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход//Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 106-118.
  8. Моросанова В.И. Дифференциально-психологические основы саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения//Мир психологии. 2013. № 2. С. 189-200.
  9. Моросанова В.И., Щебланова Е.И., Бондаренко И.Н., Сидиков В.А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одарённых подростков//Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. № 3. 2013. С. 18-32.
  10. Моросанова В.И., Ванин А.В., Цыганов И.Ю. Создание новой версии опросного метода "Стиль саморегуляции учебной деятельности -ССУД-М"//Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 1. С. 48-61.
  11. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма: новый взгляд//Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 59-74.
  12. Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью//Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 23. C. 2. URL: http://psystudy.ru
  13. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В., Корнилов С.А., Малахова С.И. О связи интеллектуальных и личностных характеристик студентов с успешностью их обучения//Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 2007. № 3. С. 82-87.                
  14. Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Взаимосвязь когнитивных характеристик учащихся и успешности решения математических заданий (на примере старшего школьного возраста)//Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 63-73.
  15. Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Роль когнитивных показателей учащихся старшего школьного возраста в успешности решения математических заданий//Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 237244.
  16. Allen B.A., Armor-Thomas E. Construct validation of metacognition//Journal of Psychology. 1993. № 127(2). P. 203-211.
  17. Baker L. Metacognition, comprehension monitoring and the adult reader//Educ. Psychol. Rev. 1989. V. 1. P. 3-38.
  18. Brown A.L. Knowing when, where, and how to remember: A problem of metacognition/In: Advances in instructional psychology. Ed. R. Glaser. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1978. V. 1. P. 77-165.
  19. Brown A.L., DeLoache J.S. Skills, plans, and self-regulation/In: Children's thinking: What develops? Ed. R.S. Siegel. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1978. P. 3-35.
  20. Brown A.L., Palincsar A.S. Reciprocal teaching of comprehension skills: A natural history of one program for enhancing learning/In: Intelligence and exceptionality: New directions for theory, assessment, and instructional practices. Eds: J.D. Day, J.G. Borkowski. Norwood, N.J.: Ablex, 1987. P. 81-131.
  21. Boekaerts M. Self-regulated learning: a new concept embraced by researchers, policy makers, educators, teachers, and students//Learning and Instruction. 1997. V. 7. P. 161-186.
  22. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring//American Psychologist. 1979. V. 34. P. 906-911.
  23. Flavell J.H. Speculations about the nature and development of metacognition/In: In Metacognition, Motivation, and Understanding. Eds: F.E. Weinert, R.H. Kluwe. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1987. P. 21-29.
  24. Inglis M., Attridge N., Batchelor S., Gilmore C. Non-verbal number acuity correlates with symbolic mathematics achievement: But only in children//Psychonomic Bulletin & Review. 2011. V. 18. Is. 6. P. 1222-1229.
  25. Jacobs J.E., Paris S.G. Children's metacognition about reading: Issues in definition, measurement, and instruction//Educ. Psychol. 1987. V. 22. P. 255-278.
  26. Kluwe R.H. Executive decisions and regulation of problem solving behaviour/In Metacognition, Motivation, and Understanding. Eds: F.E. Weinert, R.H. Kluwe. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1987. P. 31-64.
  27. Lester F.K., Garofalo J., Kroll D.L. Self-Confidence, Interest, Beliefs, and Metacognition: Key Influences on Problem-Solving Behavior//In: Affect and Mathematical Problem Solving. Eds: McLeod, Douglas B., Adams, Verna M. N.Y.: Springer-Verlag, 1989. P. 75-88.
  28. Opfer J.E., Siegler R.S. Representational change and children's numerical estimation//Cognitive Psychology. 2007. V. 55. P. 169-195.
  29. Pagulayan K.F., Busch R.M., Medina K.L., Bartok J.A., Krikorian R. Developmental Normative Data for the Corsi Block-Tapping Task//Journ. of Clinicaland Experimental Neuropsychology. 2006. V. 28.No. 6. P. 1043-1052.
  30. Perels F., Gurtler T., Schmitz B. Training of self-regulatory and problem-solving competence//Learning and instruction. 2005. V. 15. Is. 2. P. 123-139.
  31. Pintrich P.R. The role of motivation in promoting and sustaining self-regulated learning//International Journal of Educational Research. 1999. V. 31. No. 6. P. 459-470.
  32. Polya G. How to Solve It? (Feryal Halatci, cev.). N.Y., 1997.
  33. Schoenfeld A.H Mathematical problem solving. N.Y.: Academic Press, 1985.
  34. Verschaffel L., De Corte E., Lasure S., Van Vaerenbergh G., Bogaerts H., Ratinckx E. Learning to Solve Mathematical Application Problems: A Design Experiment with Fifth Graders//Mathematical Thinking & Learning. 1999. V. 1. No. 1. P. 195229.
  35. Winne P.H. A metacognitive view of individual differences in self-regulated learning//Learning and Individual Differences. 1996. V. 8. P. 327-353.
  36. Winne P.H., Perry N.E. Measuring Self-regulated learning/In: Handbook of Self-Regulation. Eds: M. Boekaerts, P.R. Pintrich, M. Zeidner. Orlando, FL: Academic Press, 2000. P. 531-566.
  37. Zimmerman B.J. Self-regulation involves more than metacognition: A social cognitive perspective//Educational Psychologist. 1995. V. 30. P. 217-221.
  38. Zimmerman B.J. Sociocultural influence and students' development of academic self-regulation. A social cognitive perspective//Research on sociocultural influences on motivation and learning: Big theories revisited. 2004. V. 4. P. 139-164.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести