Практики применения деятельностного подхода и реализация методологии междисциплинарности в 60‒70-е годы ХХ века
Практики применения деятельностного подхода и реализация методологии междисциплинарности в 60‒70-е годы ХХ века
Аннотация
Код статьи
S2413-90840000617-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
116-130
Аннотация
В статье ставятся две задачи: во-первых, обратить внимание на продуктивность при­менения деятельностного подхода в конкретных исследовательских и проектных прак­тиках 60‒70-х гг. ХХ в., во-вторых, проанализировать возможности реализации в них методологии междисциплинарности. Рассматриваются истоки и применение деятель­ностного подхода, разработанного в советской философии и психологии, приводится его современная критика. Опыт развития междисциплинарности анализируется в про­ектах, осуществленных на основе системно-деятельностного подхода Э.Г. Юдина для организации эргономических исследований и разработок, а также сформулированных Э.В. Ильенковым представлений о деятельности и возникновении сознания на приме­ре Загорского эксперимента. Обосновывается тот факт, что эргономические исследо­вания второй половины прошлого века становились экспериментальной базой как для изучения и проектирования профессиональной деятельности, так и отработки меж­дисциплинарных практик. Показывается, что междисциплинарное взаимодействие между философами, психологами и педагогами в процессе Загорского эксперимента повлияло на уточнение философских концепций природы идеального, его субъектив­ных форм и, в целом, сознания человека. Обосновывается продуктивность организа­ции специальных междисциплинарных исследований, проектов и разработок на осно­ве реализации деятельностного подхода с участием специалистов разных областей знания, изучающих человека. Обсуждается проблема междисциплинарности, ее исто­ки и современные представления. Анализируется содержание понятия проективности как направленности на поиск нестандартных решений в неопределенных ситуациях, способности к целеполаганию, моделированию и проектированию новой реальности. Делается вывод о том, что междисциплинарность и проективность могут реализоваться как в строго организованном проекте или исследовании, так и коммуникативном про­странстве, в котором цели и задачи для всех участников диалога четко не сформули­рованы.
Ключевые слова
деятельность, сознание, личность, деятельностный подход, эргономика, методология, междисциплинарность, проективность, Загорский эксперимент
Классификатор
Дата публикации
01.12.2020
Всего подписок
12
Всего просмотров
453
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 53 с
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0390/2_0390-64.shtml (дата обращения: 29.03.2020)
  3. Борзенков В.Г., Юдин Б.Г. Методологические основания комплексного изучения человека // Многомерный образ человека. М.: Наука, 2001. С. 17-31
  4. Генисаретский О.И. Деятельность проектирования и проектная культура // Гуманитарный портал. 2007. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/ 2692 (дата обращения: 12.04.2020)
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с
  6. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг // Сайт Д.И. Дубровского. URL: http://www.dialog21.ru/dubrovsky/nauchnye_texty/psihicheskie_javlenia6.htm (дата обращения: 23.03.2020)
  7. Ильенков Э.В. Психика и мозг (Ответ Д.И. Дубровскому) // Вопросы философии. 1968. № 11. С. 145-155. URL: http://caute.ru/ilyenkov/texts/vf/psycer.html (дата обращения: 23.02.2020)
  8. Ильенков Э.В. Становление личности: к итогам научного эксперимента // Коммунист. 1977. № 2. С. 68-79 URL: http://caute.ru/ilyenkov/texts/genpers.html (дата обращения: 23.02.2020)
  9. Ильенков Э.В. Идеальное // Эвальд Васильевич Ильенков / Под. ред. В.И. Толстых. М.: РОССПЭН, 2009. 432 с
  10. Касавин И.Т. Междисциплинарные исследования и социальная картина мира // Философия науки. 2014. Т. 19. № 1. С. 9-26. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/ps/ps19/9-26.pdf (дата обращения: 12.04.2020)
  11. Киселева М.С. Гуманитарные исследования и проективность: дисциплинарные и междисциплинарные стратегии знания // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 158. Кн. 4. С. 1163-1172
  12. Киселева М.С. Проблемы междисциплинарности в гуманитарном знании о человеке: идеи и практики Б.Г. Юдина // Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 2. С. 5-20
  13. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 56-65
  14. Лекторский В.А. Современные проблемы взаимодействия философии, психологии и когнитивных технологий: к 85-летию со дня рождения В.П. Зинченко. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. 2016. № 9. С. 5-35. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1479&Itemid=52 (дата обращения: 13.03.2020)
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с
  16. Малиновский П.В. Исследование как профессия // Исследование (Подмосковье, июль 2002 г.) URL: http://www.shkp.ru/lib/archive/second/investigations/5 (дата обращения: 12.04.2020)
  17. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М.: Педагогика, 1974. 328 с
  18. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 356 с
  19. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 9-25. URL: http://scepsis.net/library/id_2041.html (дата обращения: 13.03.2020)
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. URL: http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt01.htm#2 (дата обращения: 13.03.2020)
  21. Семенов И.Н. Организационная методология психологии труда В.М. Мунипова и стратегическое проектирование им эргономики и дизайна // Культурно-историческая психология. 2013. № 3. С. 12-21
  22. Фролов И.Т. Современная наука и гуманизм // Вопросы философии. 1973. № 3. С. 3-15
  23. Хозиев В.Б. О валидности формирующего метода // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 59-69
  24. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392 с

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести